psyhologies.ru
тесты
текст: Илья Носырев 

Школа жизни: 5 уроков Антона Макаренко

Сын железнодорожного рабочего, Антон Макаренко не имел ни времени, ни возможности получить педагогическое образование. Тем не менее ЮНЕСКО включила его в список четырех выдающихся педагогов ХХ века. Его работа в трудовой колонии для беспризорников с уголовным прошлым – среди воспитанников были воры и убийцы – стала «разведкой боем». Главная идея Макаренко в том, что жизнь – лучшая школа.
Антон Семенович Макаренко (1888–1939)Антон Семенович Макаренко (1888–1939)

1.Работают не книжные формулы, а немедленное действие

Педагогика Макаренко – это педагогика бури и натиска, когда даже импульсивное действие, если оно своевременно, ценнее долгой работы, которая проводится после того, как момент упущен. В своей «Педагогической поэме» Антон Семенович даже описывает несколько случаев непредумышленного рукоприкладства с его стороны, которые имели важный воспитательный эффект.

Например, когда учащиеся отказались идти в лес рубить дрова для школы, вместо этого начав разламывать на дрова крышу сарая, Макаренко отправился на переговоры к главному бузотеру – Задорову. Услышав в ответ грубое: «Иди сам наруби, много вас тут!», воспитатель потерял контроль над собой и в нарушение всех педагогических принципов стал – впервые в жизни – бить воспитанника. «Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня – я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов», – пишет Макаренко. Однако, к его собственной неожиданности, этот сомнительный «метод» подействовал: уже через полчаса воспитанники дружно пилили бревна. «В перерыве мы смущенно закурили из моего запаса махорки, и, пуская дым к верхушке сосен, Задоров вдруг разразился смехом: «А здорово! Ха-ха-ха-ха!..» Приятно было видеть его смеющуюся румяную рожу, и я не мог не ответить ему улыбкой: «Что – здорово? Работа?» – «Работа само собой. Нет, а вот как вы меня сьездили!» Макаренко специально отмечает в книге: «Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай с Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову».

читайте такжеЕсть ли смысл запрещать им алкоголь

2.Надо уметь верить в человека

Вопрос доверия к подростку, по Макаренко, – один из самых важных в процессе воспитания: отсутствие доверия он ощущает особенно остро и, как следствие, начинает «воевать» против педагогов. Напротив, даже незаслуженное доверие может многое изменить в душе человека. Макаренко описывает случай, как в колонию вернулся воспитанник Семен Карабанов, ранее несколько раз убегавший, чтобы примкнуть к банде. Макаренко поручил ему самую ответственную задачу – возить деньги, которые выдавал колонии финотдел. «Две тысячи? А если я не привезу денег?» – спросил Карабанов. «Я сорвался с места и заорал на него: «Пожалуйста, без идиотских разговоров! Тебе дают поручение, ступай и сделай. Нечего «психологию» разыгрывать!» – вспоминает Антон Семенович.

Когда воспитанник вернулся с деньгами, он стал едва не умолять Макаренко посчитать деньги, но тот отказывался. Карабанов не выдержал: «Вы надо мною издеваетесь! Не может быть, чтобы вы мне так доверяли. Не может быть! Чуете? Не может быть! Вы нарочно рискуете, я знаю, нарочно…» «Никакой хитрости. Я ничего не боюсь. Я знаю: ты человек такой же честный, как и я», – объяснил ему Макаренко, и доверие педагога, так тронувшее подростка, в дальнейшем удерживало его от желания вновь покинуть колонию. В дальнейшем Карабанов сам стал педагогом, через детские дома, директором которых он работал, прошло более 15 тысяч подростков.

читайте такжеОн меня обманывает

3.Педагог должен хорошо знать свой предмет

Тогда вас будут уважать и слушаться, даже если вы резкий человек. Но каким бы добрым вы ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете – вас в грош не будут ценить. Как пример Макаренко приводит агронома школы Эдуарда Шере, «существа, положительно непонятного для непривычного колонистского взора». «Шере был сравнительно молод, но тем не менее умел доводить колонистов до обалдения своей постоянной уверенностью и нечеловеческой работоспособностью. Колонистам представлялось, что Шере никогда не ложится спать. Просыпается колония, а Эдуард Николаевич уже меряет поле длинными, немного нескладными, как у породистого молодого пса, ногами». Шере удалось заставить воспитанников, многие из которых еще недавно не остановились бы перед тем, чтобы выстрелить в человека или ударить его ножом, едва не плакать от умиления, когда у кобылы Зорьки родился жеребенок, – осознание ценности чужой жизни пришло к ребятам с пониманием радости труда.

читайте также«Я хочу уберечь его от ошибок!»

4.Отношение – главный объект педагогической работы

Задолго до многих западных коллег Макаренко понял: главная задача – изменить отношение трудного подростка к себе. Правда, решил он эту задачу в марксистском, коллективистском духе: не изменить отношение к своим талантам и способностям, а заставить почувствовать, что ты – полноправный член общества. Чтобы добиться этого ощущения даже у бывших воров, Антон Семенович назначал их выполнять общественно-полезное дело – патрулировать дорогу, на которой на путников часто нападали грабители, а также лес, где браконьеры воровали деревья.

В результате бывшие преступники не только впервые почувствовали себя на стороне законопослушного общества, но и осознали себя единым коллективом. «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое...» – пишет Макаренко.

читайте также«Он пришел домой пьяным»

5.Важно развивать чувство коллективной ответственности – один за всех и все за одного

Когда среди воспитанников распространились азартные игры на деньги, Макаренко сумел убедить часть колонистов в том, что, обыгрывая других, они фактически совершают поступок, недостойный даже по воровским понятиям, – «обкрадывают товарища». «У нас в колонии многие колонисты голодают, не едят сахара, хлеба. Овчаренко (один из воспитанников. – Прим. ред.) из-за этих самых карт ушел из колонии, теперь ходит – плачет, пропадает на толкучке». В результате часть воспитанников по собственной инициативе взяла на себя роль защитников обиженных шулерами колонистов: «Товарищей обыгрывать нечего. Вы хоть обижайтесь, хоть что, я буду против карт. Так и знайте: ни в чем не засыплю, а за карты засыплю, а то и сам возьму за вязы, трохы подержу».

Антон Семенович Макаренко (1888–1939) закончил одногодичные педагогические курсы. После нескольких лет преподавания в железнодорожных училищах получил от Полтавского губнаробраза поручение создать трудовую колонию для беспризорников с уголовным прошлым. Руководил колонией с 1920 по 1928 год, в годы Гражданской войны и последующей разрухи. В своей коммуне Макаренко фактически практиковал трудотерапию – подростки самостоятельно решали все хозяйственные проблемы колонии, от заготовки дров до защиты хозяйства от грабителей. Одной из основ педагогики Макаренко стал «принцип параллельного действия» – воздействие на воспитанника идет не только со стороны педагогов, но и со стороны коллектива сверстников, в котором он живет.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье