psyhologies.ru
тесты
текст: Антон Солдатов 

Почему мы оскорбляем друг друга? Отвечают философы

Мы сталкиваемся с оскорблениями постоянно. Обсуждение любой злободневной статьи в интернете неизбежно скатывается к переходу на личности. Откуда берется желание выплеснуть свою агрессию на другого? Четыре мыслителя – четыре мнения.
alt

Аристотель: «Потому что агрессия делает нас сильнее»

В своем труде «Риторика» (IV век до н.э.) Аристотель утверждает: обрушивая на других свой гнев, мы испытываем чувство превосходства: «С гневом всегда бывает связано некоторое удовольствие, вследствие надежды наказать, так как приятно думать, что достигнешь того, к чему стремишься. Никто не стремится к тому, что ему представляется невозможным, и гневающийся человек стремится к тому, что для него возможно...» Аристотель обращает внимание на то, что к такому способу самоутвердиться прибегают люди неуверенные, внутренне сомневающиеся в своем положении: «Чувство удовольствия у людей, наносящих оскорбление, является потому, что они, оскорбляя других, в своем представлении от этого еще более возвышаются над ними. Поэтому-то люди молодые и люди богатые легко наносят оскорбления: им представляется, что, нанося оскорбления, они достигают тем большего превосходства»*.

читайте такжеПочему кругом одни дураки

Артур Шопенгауэр: «Чтобы удовлетворить свое тщеславие»

Оскорбляя другого, мы тем самым признаемся в своей неспособности подействовать на него другими средствами. Немецкий философ Шопенгауэр даже предлагал использовать этот способ для победы в споре: «Когда замечаешь, что перед тобою более сильный противник, придирайся к нему при первом удобном случае, будь с ним груб и двуличен». Поскольку прямое оскорбление часто оказывается последним средством «выбить» противника из седла, к нему прибегают как к способы выйти из дискуссии с наименьшими потерями для самооценки. «Удовлетворение тщеславия возникает главным образом из сравнения самого себя во всех отношениях с другими, в особенности же по отношению духовных сил. Это действительно в сильной мере замечается во время спора. Отсюда понятно озлобление побежденного, хотя бы к нему и не отнеслись несправедливо; вот отчего он хватается за последние средства, за эту последнюю уловку, которой нельзя избежать при помощи простой вежливости»**.

Сенека: «Из-за нашей незрелости»

Оскорбление становится возможным, потому что мы сами решаем оскорбиться, считал римский философ Сенека. «Всякий, кто принимает оскорбления близко к сердцу, выказывает полное отсутствие проницательности и уверенности в себе. Он без колебания решает, что к нему выразили презрение, и чувствует болезненный укол, но это происходит от своего рода низости души, унижающейся и склоняющейся перед другими»***. Лучший способ избежать этого – стать самодостаточным, свободным от мнения общества. Мудрец, согласно Сенеке, – это прежде всего внутренне свободный человек. «Мудреца же нельзя унизить: ибо он знает свое величие и убежден, что никто не смеет позволить себе такую вольность по отношению к нему; ему не приходится побеждать то, что я бы даже не назвал душевной невзгодой, но скорее досадным раздражением: он просто нечувствителен к этому».

Уильям Ирвин: «Так мы боремся за место в обществе»

Эволюция подарила нам более развитый мозг, но наши инстинкты в целом остались на уровне наших предков. По крайней мере, так считает современный американский философ Уильям Ирвин, автор книги «Пощечина: почему оскорбления задевают нас» («A Slap in the Face: Why Insults Hurt – And Why They Shouldn't»)****. Наше поведение в своей основе подчиняется тем же законам, что и поведение животных: чтобы чувствовать себя защищенными, мы стремимся оставаться в группе. Ирвин считает, что в основе оскорбления лежит древний механизм борьбы за выживание: тот, кто оскорбляет, понижает статус жертвы, стремится исключить ее из группы. В свою очередь, он демонстрирует другим свою силу, тем самым повышая собственный статус. В самом деле, как еще можно объяснить некоторые выходки наших политиков?

* Аристотель «Поэтика. Риторика» (Азбука-классика, 2007).

** А. Шопенгауэр «Эристика, или искусство побеждать в спорах» (ТЕРРА, 1999).

*** Л. А. Сенека «Философские трактаты» (Античная библиотека, 2001).

**** W. Irving «A Slap in the Face: Why Insults Hurt--And Why They Shouldn't» (Oxford University Press, 2013).

читайте такжеЯ со всеми ссорюсь
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье