alt
Фото
Getty Images

Когда вы один

1.У вас повышается способность творить

Вопрос: эффективны ли мозговые штурмы — коллективное обсуждение новых идей? Ответ отрицательный. «Десятки лет исследований ясно показали, что работа над идеями и стратегиями в одиночестве с последующим их обсуждением в группе гораздо эффективнее, чем мозговые штурмы, проводимые «здесь и сейчас», — считают психологи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (1).

2.Вы работаете на совесть: не на кого переложить обязанности

Помните групповые проекты в школе? Всегда кто-то халтурил и недоделывал свою часть: работа в группе часто дает ложное ощущение, что усилий можно прилагать меньше. Лучший способ сделать что-то качественно — сделать это самому (2).

3.У вас проясняется ум

Отдых для мозга нужен всем. Постоянная «включенность» не дает возможности мозгу отдохнуть и восстановиться. Уединение без посторонних раздражителей помогает прояснить ум, сосредоточиться и яснее мыслить. Одновременно с этим восстанавливается мозг и тело.

4.Вам проще справиться с депрессией

Исследования показывают, что те, кто проводит умеренное количество времени в одиночестве, более благополучны, чем те, кто слишком мало или слишком много пребывает в уединении (3). Как и во всем, важна золотая середина.

5.Вы можете заниматься тем, что интересно вам, а не другим

Вам не приходится идти на компромиссы с друзьями или партнерами, договариваться, чем бы вы хотели заняться. Вам не нужно «за компанию» смотреть нелюбимые спортивные соревнования или сериалы. К тому же, когда вас не ограничивает группа, зачастую легче завести новые знакомства, особенно на основе общих интересов.

Если вы интроверт, периоды уединения вам просто необходимы. Считается, что экстравертов общение заряжает энергией, а у интровертов оно, наоборот, ее отнимает, и вам регулярно нужны периоды уединения, чтобы «подзарядиться».


1. N. Kohn, S.Smith «Collaborative fixation: Effects of others' ideas on brainstorming». Applied Cognitive Psychology, 2011, № 25.

2. S. Karau et al. «Social loafing: A meta-analytic review and theoretical integration». Journal of Personality and Social Psychology, 1993, № 65.

3. R. Larson «The Emergence of Solitude as a Constructive Domain of Experience in Early Adolescence». Child Development, 1997, vol. 68, № 1.