psyhologies.ru
тесты
текст: Эльза Лествицкая 

4 стиля привязанности

Мы все родом из детства, говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Наши отношения с партнером тоже зависят от того, каким было наше детское общение со взрослыми. На основе работ детского психоаналитика Дональда Винникотта возникла целая теория привязанности. Что это такое, рассказывает ее автор, психоаналитик Джон Боулби.
4 стиля привязанности ФОТО Getty Images 

Привязанность зависит от нашей способности испытывать доверие к самим себе и другим. Эта способность развивается с момента рождения. Младенец привязывается к значимому взрослому, который о нем забоится (чаще всего, хотя и не обязательно, это мать). И от этого взрослого ребенок ожидает защиты и поддержки, когда испытывает тревогу. Но привязанность ко взрослому возникает в любом случае, даже если взрослый лишен чуткости или невнимателен.

Ребенок не имеет возможности выбирать отношения, поэтому ему приходится подстраиваться под те отношения, в которых он уже оказался. И возникшие в этих отношениях эмоциональные привычки и реакции влияют на его будущее: от этого во многом зависит, какими станут его отношения с другими людьми во взрослом возрасте. Чем теснее и ближе отношения (например, романтические), тем ярче в них проявятся черты детской привязанности.

Возникшие в детстве эмоциональные привычки и реакции влияют на наши отношения с людьми во взрослом возрасте

Теория привязанности была разработана психоаналитиком Джоном Боулби (John Bowlby, 1907–1990) на основе работ детского психоаналитика Дональда Винникотта. Она описывает основные стили привязанности. Каждый может узнать по описанию свойственный ему стиль отношений.

1. Безопасная привязанность

«Эмоции меня не захлестывают, но я и не подавляю их. Я легко общаюсь и так же легко могу оставаться в одиночестве, не теряя спокойствия и получая от этого удовольствие. Я отношусь к запросам своего партнера с вниманием и не воспринимаю их как угрозу или обязательство».

Такой стиль привязанности складывается у детей, которые уверены в том, что значимый взрослый всегда окажется рядом, когда это потребуется, и окажет помощь. Эта уверенность позволяет детям чувствовать себя в безопасности и с интересом изучать окружающий мир. Они наслаждаются близостью и не испытывают зависимости.

2. Отстраненная или избегающая небезопасная привязанность

«Я избегаю близких отношений, мне свойственна недоверчивость, мне трудно выражать свои чувства, обращаться к другим за помощью или советом. Партнеров я обычно воспринимаю как незаинтересованных или отстраненных. Я не хочу быть отвергнутым, поэтому делаю вид, что не нуждаюсь в привязанности».

Такой стиль привязанности возникает, если призывы ребенка не встречают ответа, а потребности не удовлетворяются. Ребенок делает вывод, что его желания безразличны взрослому, и старается приспособиться к этой ситуации, подавляя свою потребность в любви и заботе. Он может выглядеть безразличным и незаинтересованным, но за этим скрывается страх отвержения и горе.

3. Беспокойная или тревожная небезопасная привязанность

«Я часто испытываю беспокойство, меня грызет ревность, захлестывают эмоции, с которыми я не справляюсь. Я боюсь стать зависимым или показаться навязчивым. Тогда я стараюсь уйти в себя, но вскоре мне становится одиноко и тревожно, и все повторяется».

Тревожная привязанность – следствие непредсказуемого поведения взрослого: он то груб, то нежен, то безразличен

Этот стиль привязанности – следствие непредсказуемого поведения взрослого: он то груб, то нежен, то безразличен, может неожиданно уйти, бросив ребенка, и ребенок не понимает, от чего это зависит и чего ждать. Такие дети побаиваются чужих людей даже в присутствии родителя, сильно огорчаются, когда родитель уходит, но не радуются, когда он возвращается, а иногда даже сердятся на него, потому что не чувствуют себя с ним в безопасности.

4. Опасливая привязанность

«Я одинок из-за недоверия. Близкие отношения меня пугают, но я также боюсь оставаться в одиночестве и нуждаюсь в том, чтобы меня морально поддерживали. Я крайне болезненно воспринимаю отвержение, и мне трудно утверждать себя».

Такой стиль привязанности возникает у детей, которые привыкли подавлять свои чувства, не встречая у значимого взрослого помощи и одобрения, выдерживая с его стороны насмешки и запугивание.

Подробнее читайте в кн.: Дж. Боулби «Создание и разрушение эмоциональных связей» (Академический проект, 2006).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Услышать сигналы тела и суметь их расшифроватьУслышать сигналы тела и суметь их расшифроватьБудет ли легкомыслием думать, что наше лицо, фигура, кожа, руки или форма ушей говорят нечто важное о нашем темпераменте, эмоциях или личной истории? Что мы можем узнать с помощью телесной психотерапии о нашем уникальном способе бытия в мире? Что знал Фрейд о языке симптомов и какую пользу работа с телом принесла нашей героине? К каким методам следует относиться с осторожностью и почему принципы психосоматики особенно эффективны при лечении детей? Краткий весенний курс взаимопонимания тела и души. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты