psyhologies.ru
тесты
текст: Жанна Сергеева 
PSYCHOLOGIES №32

Для чего нужны «маленькие радости»

Все мы хотим радоваться жизни, но нередко вместо положительных эмоций испытываем фрустрацию. Что мешает нам получать удовольствие? Ответить на этот вопрос мы попросили психоаналитиков Андрея Россохина и Доминик Миллер.
 Доминик Миллер (Dominique Miller) – французский психоаналитик, психолог, директор Коллежа Фрейда, преподаватель университета Paris-VIII. В своей последней книге «Психоанализ и жизнь» (Odile Jacob, 2005) исследует бессознательные причины нашей погони за удовольствиями. Доминик Миллер (Dominique Miller) – французский психоаналитик, психолог, директор Коллежа Фрейда, преподаватель университета Paris-VIII. В своей последней книге «Психоанализ и жизнь» (Odile Jacob, 2005) исследует бессознательные причины нашей погони за удовольствиями.
Psychologies:  Почему нам так нечасто удается испытать настоящее удовольствие?
Андрей Россохин:  Это зависит от того, что мы понимаем под настоящим удовольствием: если это мечта о Нобелевской премии, то можно прожить всю жизнь, ощущая лишь разочарование. Во многом способность испытывать удовольствие связана с соотношением в каждом из нас фантазий и чувства реальности: сопоставляя, анализируя их, мы обретаем зрелость. Удовольствие от жизни становится частью нашего существования, таким же естественным, как и трудности. Если же человек не желает взрослеть, то он будет не жить, а ждать «настоящего», всепоглощающего удовольствия. Такая позиция связана с бессознательным стремлением взрослого человека вернуться в свое самое раннее детство – в состояние младенческого Всемогущества, когда все желания немедленно удовлетворялись матерью. Взрослея, мы с сожалением понимаем, что мир не вращается вокруг нас, мы смертны и не можем получить все, что мы захотим. Это открытие помогает одним из нас двигаться вперед, а другим – продолжать жить в мире иллюзий, в бесконечной погоне за удовольствиями, как будто они могут подарить вечную жизнь и уберечь от смерти.
Доминик Миллер:  Ничто в мире не способно доставлять нам удовольствие постоянно. И, чтобы вновь и вновь испытывать это чувство, нам приходится искать новые «объекты», способные нам понравиться, потому что в прежних мы уже успели разочароваться. Торговые центры действуют как раз по такому принципу, в изобилии предлагая все новые объекты желаний. Предметы, которые мы покупаем, заполняют пустоту, необъяснимое чувство «нехватки чего-то», которое все мы испытываем, и притупляют в сознании вопросы о смысле нашего существования.
Получается, что культ потребления не так абсурден, как может показаться на первый взгляд?
Д. М.: . Разумеется, в нем есть определенный смысл. Покупая маленькое красное платье, которое я видела в журнале, я дарю себе удовлетворение от возможности отождествить себя с моделью, на которой оно было надето. Я дарю себе не вещь, а образы: я чувствую себя красивее, стройнее, я мечтаю о страстном желании, которое увижу в глазах партнера. Без этих образов и мечтаний мое маленькое красное платье не представляет никакого интереса.

ПОКУПАЯ, МЫ СТРЕМИМСЯ ЗАПОЛНИТЬ ПУСТОТУ, НЕОБЪЯСНИМОЕ ЧУВСТВО «НЕХВАТКИ ЧЕГО-ТО»...

А. Р.:  Умение получать удовольствие от мелочей – черта зрелого человека и признак мудрости. И наоборот, воспринимая новый галстук или туфли как ничтожную мелочь, человек лишает себя радости, которую эти вещи могли бы ему доставить. Следуя логике «все или ничего», человек не может радоваться галстуку, так как страдает из-за того, что к нему не прилагается возможность чувствовать себя Джеймсом Бондом. Принять тот факт, что удовольствия могут быть разными: большими, маленькими, сильными и не очень, – значит обогатить свою жизнь новыми источниками радости.
И все же одни из нас воспринимают жизнь как череду удовольствий, а другие – как череду разочарований.
А. Р.:  Часто это связано с первым разочарованием, с первой нехваткой – материнской любви. Потом, во взрослой жизни, человек постоянно ощущает, что ему все время чего-то не хватает: даже испытывая наслаждение, он чувствует недостаточность, будто внутри у него есть дыра, которую он хочет, но не может заполнить. К разочарованию могут вести и различные драматические ситуации, например, когда из семьи уходит любимый отец. В этом случае может возникнуть (и сохраниться) ощущение, что всякая радость недолговечна. Будучи заранее уверенным в предстоящей боли, такой человек будет сразу же готовиться к худшему и неосознанно провоцировать его, предохраняя себя от удовольствий.
Д. М.:  Проблема получения удовольствия от жизни связана и с глобальными вопросами, о которых мы размышляем время от времени: зачем мы живем на свете? Каждый из нас должен сам найти ответ на этот вопрос. Он может заключаться в том, чтобы участвовать в общественных движениях, думать, творить, помогать другим. Кто-то умеет извлекать удовольствие даже из собственных несовершенств. Знаменитый дзюдоист Давид Дуйе в юности ненавидел свое тело, а один мой знакомый, страдающий астмой, стал певцом. А кто-то – и таких людей становится все больше – прибегает к радикальным средствам: наркотикам, алкоголю или экстремальным видам спорта. Но радикальные решения чреваты разочарованием...
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


прикольный малыш)
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье