psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Ратнер 

Это не магия. Это «невроз судьбы»

Мы часто путаем позитивное мышление с магическим. Нам кажется, что силой мысли мы можем изменить ход событий, и в результате теряем связь с реальностью. Как не попасть под власть иллюзии всемогущества, унаследованной из нашего детства?
Это не магия ФОТО Getty Images 

Основные идеи

  • Мы путаем магическое мышление с позитивным. Нам приятно думать, что силой мысли мы способны изменить мир вокруг. На самом деле мы меняем отношение к окружающим и они отвечают взаимностью.
  • Магическое мышление свойственно детям. Они пока не могут отличить реальность от фантазии.
  • Иллюзия контроля над миром, которую порождает магическое мышление, мешает нам реалистично оценивать ситуацию.

«Ты не получаешь того, чего желаешь, просто потому, что не научилась мыслить позитивно, – втолковывает мне приятельница, которая третий год посещает тренинги позитивного мышления. – Чтобы избавиться от одиночества, нужно мысленно «попросить», чтобы кто-то одарил тебя любовью. А если с другим человеком возник конфликт, представь, как помещаешь своего обидчика в пузырь или в кокон – и он перестанет вызывать у тебя негативные чувства».

Полагая, что применяет уроки позитивной психологии, на самом деле моя подруга погрузилась в мир магического мышления.

«Очень часто позитивное мышление мы путаем с магическим, – комментирует гештальт терапевт Нифонт Долгополов, – однако между ними существует огромная разница. Магическое мышление – это иррациональная вера в то, что силой своих мыслей мы можем изменить реальность, повлиять на других людей, предметы или события. В логике магического мышления достаточно представить, вообразить то, к чему мы стремимся, и все устроится само собой, без каких-либо усилий с нашей стороны. В то время как в позитивном мышлении есть одно существенное дополнение: наши мысли и наш позитивный настрой меняют не окружающий мир, но наши действия. И только через них уже оказывают влияние и на окружающий мир».

Настраиваясь на то, что сможем найти общий язык с собеседником, мы ведем себя доброжелательно и разговор получается. Здесь нет никакого волшебства

Настраиваясь на то, что сможем найти общий язык с собеседником, мы начинаем себя вести доброжелательно, внимательно, дружелюбно – и разговор получается. Здесь нет никакого волшебства. Так же не оказывают непосредственного влияния на мир и негативные мысли – зато они делают нас более уязвимыми, мы теряем веру в себя.

«На сверхпопулярных тренингах или курсах позитивного мышления на самом деле обучают принципам магического мышления, – соглашается юнгианский аналитик Лев Хегай. – Интерес к нему понятен: гораздо проще «ловить волну удачи», «мыслить прекрасными перспективами развития Земли», «посылать в мир волны любви и принятия» в надежде дождаться взаимности, нежели учиться выстраивать отношения с другими людьми, понимать их чувства, выражать свои эмоции, справляться с потерями».

Иллюзия всемогущества

Магическое мышление – естественный способ мышления маленьких детей, которые еще не в состоянии отличить свои фантазии от реальности. Им кажется, что «хотеть» и «иметь возможность сделать» – одно и то же.

«Для младенца мир и его собственное «Я» составляют единое целое, – объясняет психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams). – Это означает, что источник всех событий он воспринимает как внутренний: если ему холодно и мать, заметив это, его согревает, у ребенка возникает переживание магического добывания тепла им самим. Ребенок еще не в состоянии осознать, что контроль находится вне его самого – в других (отдельных от него) людях»1.

Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, – результат магического мышления. Но мы не боги, чтобы творить мир лишь силой своего желания

Однако, взрослея, ребенок примиряется с тем, что ни он, ни какой-либо другой человек не обладает неограниченными возможностями. След магического мышления остается и в зрелом возрасте. Благодаря этому ощущению всемогущества, пережитому в раннем детстве, мы испытываем чувство собственной компетентности, ощущаем свою эффективность.

Часто магическое мышление «пробуждается» в нас в те моменты, когда мы ощущаем свою вину за то, что случилось с кем-то из знакомых нам людей. Например, когда уходит из жизни человек, которого мы не любили. Мы чувствуем свою вину, словно наши мысли могли спровоцировать его смерть. Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, тоже результат магического мышления. Но мы не боги, чтобы творить мир лишь силой своего желания.

Защита от страха

Вера в то, что силой мысли можно влиять на явления природы, людей или события, была свойственна всем первобытным людям. В течение долгого времени антропологи полагали, что бизоны и лошади, изображенные в пещерах Ляско и Альтамиры (Франция), воспроизводят сцены реальной охоты. Сегодня они уверены в том, что рисунки животных – свидетельство магического мышления древних людей (так называемая охотничья магия)2. С их помощью наши предки пытались задобрить судьбу, чтобы она оказалась благосклонной и обеспечила им обильную добычу на охоте.

Мечты и фантазии помогают «скрыться» от экзистенциальных страхов, и в этом смысле магическое мышление защищает

«Магическое мышление защищало древних людей от страхов перед непонятным и опасным миром, – объясняет Нифонт Долгополов. – Они верили в то, что могут его контролировать, влиять на ход событий. Мечты и фантазии помогают и нашим современникам «скрыться» от своих экзистенциальных страхов, от страха смерти, потери близких, и в этом смысле магическое мышление защищает».

Судьба... или все-таки невроз?

Но магия первобытного мышления опасна: она создает иллюзию контроля над миром и лишает нас возможности реалистично оценивать ситуации, людей и самих себя. Еще Зигмунд Фрейд заметил, что некоторые люди все время находятся в плену драматических жизненных сценариев, живут так, словно их преследует какой-то неумолимый рок.

Они влюбляются – партнер их бросает без видимой причины; они женятся – жена умирает, потому что страдала от неизлечимой болезни; друзья их предают, дела приходят в упадок. Все происходит так, как будто некая сила или рок подталкивает их к неприятным ситуациям или сводит с такими людьми, которых следовало бы избегать.

Для психоаналитиков в этих жизненных историях нет никакой черной магии. Эти люди страдают от «невроза судьбы»: бессознательное чувство вины подталкивает их к тому, чтобы наказывать самих себя. Бесполезно идти к колдуну, который снимет заклятие. Рок будет преследовать человека до тех пор, пока он не осознает, какие желания или поступки кажутся ему такими «преступными», что вызывают настолько сильное бессознательное чувство вины. И, несомненно, помочь здесь может не колдун, но хороший психотерапевт или психоаналитик.

Избавление от иллюзий

«Недавно по пути в аэропорт я попала в пробку и, если бы не упражнение, которому научилась на тренинге, могла опоздать на самолет, – рассказывает мне моя позитивно мыслящая подруга. – Я представила себе шоссе и изо всех сил сконцентрировалась на мысли, что сейчас машины наконец поедут быстрее». Слушая рассказ приятельницы, которая все же успела на самолет за пять минут до окончания регистрации, я думала о том, что гораздо позитивнее было бы не ехать в час пик через весь город на такси либо выехать хотя бы на полчаса раньше.

«Подлинное позитивное мышление как раз и отличается от магического тем, что состоит в реалистичном отношении к жизни и к своим собственным возможностям, в трезвой оценке всех (и неприятных) вариантов развития событий, – уверен Лев Хегай. – Но часто нам очень сложно отказаться от детской веры в то, что мы можем добиться желаемого, влияя на людей или события, и трудно признать тот факт, что наша жизнь полна неопределенности и тревог, что нужно принимать решения, делать выбор и нести ответственность за свои поступки. Но именно такое отношение к жизни действительно позитивно».

Об этом

  • Зигмунд Фрейд «Тотем и табу», АСТ, 2009. Анализ мышления первобытных (примитивных) народов и сравнение его с механизмом мышления детей и людей, страдающих неврозом.
  • Карл Густав Юнг «Психология бессознательного», Когито-Центр, 2006. Объяснение феномена магического мышления с точки зрения аналитической психологии.
1 Н. Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе». Класс, 2006.
2 Первым такое предположение в начале ХХ века сделал французский археолог Саломон Рейнак (Salomon Reinach). S. Reinach «Cultes, mythes et religions». Robert Laffont, 1999.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • missyu   
    174 недели назад

Ну так в этом-то и смысл. Я прежде всего меняю себя - свой взгляд на мир, других людей, мое отношение к той или иной ситуации, какие слова и какую энергию я посылаю в этот мир. В этом вся магия.
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье