Как рождается самооценка

Комплексы мешают нам жить и затрудняют общение с другими людьми. Каждый из нас дорого дал бы за то, чтобы с ними расстаться. И это возможно — при условии, что мы проделаем с ними необходимую аналитическую работу.

Psychologies: Слово «комплекс» давно вошло в наш повседневный лексикон. А как его понимает психоанализ?

Марина Арутюнян: В классическом психоанализе слово «комплекс» обычно употребляется в словосочетаниях «эдипов комплекс», «комплекс кастрации». Речь идет о сложных бессознательных ассоциациях, которые связаны с положением ребенка в семье, его отношениями с родителями. Во взрослой жизни их последствия влияют на то, как мы строим отношения с противоположным полом, каких партнеров выбираем.

Но если говорить менее строго, под комплексом чаще всего понимают такое представление о себе, которое возникает под влиянием заниженной самооценки. Человек может считать, что у него неудачная внешность, незавидное происхождение, недостаток культуры или образования. Или что его вообще не за что любить и уважать.

Значит ли это, что для комплексов, по сути, нет реальных поводов?

В большинстве случаев повод для них существует лишь в нашем воображении. Даже человек с очевидным физическим изъяном может жить с чувством собственного достоинства, уважая себя и не «комплексуя». Истинная причина комплексов — вовсе не внешность или другие «дефекты», а постоянная неуверенность в себе, ощущение беспомощности, неуместности. Австрийский психоаналитик Альфред Адлер считал, что подобные чувства мы впервые переживаем в раннем детстве: маленькие и зависимые, мы воспринимаем себя неполноценными по сравнению с миром взрослых.

Если, взрослея, мы по-прежнему чувствуем себя неуверенно, то начинаем бессознательно искать объяснение этому внутреннему дискомфорту. «Привязав» его к чему-то конкретному — внешности, характеру, статусу, — мы получаем возможность бороться со своим недостатком. Так, человек может начать делать пластические операции, изнурять себя диетами (если ему кажется, что причина его бед — неудачная внешность) или биться за успех, власть, богатство.

В пространстве перемен

Комплексы могут возникнуть не только в детстве: некоторые жизненные кризисы делают нашу самооценку более уязвимой.

Подростковый возраст, менопауза у женщин, снижение сексуальной активности, связанное со старением, у мужчин — периоды изменений, нашего перехода в другое, нередко радикально иное состояние. В такие моменты возникают тревожные вопросы: «А это я смогу?» или даже «Смогу ли я еще что-нибудь?..»

В течение жизни мы проходим несколько возрастов, которые заставляют меняться наше тело. Оно становится другим, незнакомым — и принять это очень непросто. Есть и другие моменты: когда в нашей жизни происходит важное событие или же мы испытываем сильное социальное давление (вступительные экзамены, поиск работы). В них мы можем оказаться менее устойчивыми к комплексам.

Как возникают комплексы?

Наша самооценка формируется очень рано. И зависит во многом от того, как нас воспринимали родители. Если с рождения мы были для них источником радости, если мы видели в их глазах, что любимы, у нас на всю жизнь останется ощущение собственной значимости, достоинства, благодаря которому и появляются самоуважение, адекватная самооценка. А заниженная самооценка возникает у тех, кому не посчастливилось получить такой опыт. Ребенок, который растет с ощущением, что он тревожит, тяготит, огорчает родителей, чувствует себя плохим и уязвимым.

А если родители сами чувствуют себя неуверенно?

Тогда, конечно, ребенку трудно обрести достоинство. Родители — как и все люди — могут быть несвободны от комплексов, в их прошлом может быть собственный неудачный опыт взаимодействия со взрослыми. Важно и то, что любой новорожденный в психологическом смысле несет на себе сложную систему (во многом бессознательных) родительских ожиданий и фантазий. В его дальнейшей судьбе многое будет зависеть от того, насколько гибкими окажутся эти ожидания, смогут ли родители принять в ребенке то, что отличается от их фантазий.

Как рождается самооценка

Глядя на то, к чему именно привязаны наши комплексы, можно ли понять их глубинную причину?

Нельзя — как по маленькому росточку невозможно судить о корневой системе, скрытой под землей. Часто существующие в обществе стереотипы подсказывают нам, к чему «привязать» свои комплексы. Для женщин нередко это красота, внешняя привлекательность, для мужчин — социальный успех и достаток. Свои переживания, связанные с низкой самооценкой, проще вписать в тот сценарий, который уже был использован поколениями людей, живших до нас. На нас влияет и микросреда: например, в семье, где всех судили по количеству полученных дипломов, у ребенка может возникнуть комплекс «недоучки».

А как же избавиться от комплексов?

Пытаться понять, почему нам так сложно или порой попросту невозможно быть самими собой. Неужели человек совсем не достоин любви и уважения, даже если у него не идеальная внешность или он недостаточно образован? Что для нас значит сравнение с другими — это стимул задуматься о том, как стать лучше, или повод к самоуничижению? Склонность к самоуничижению говорит лишь о том, что человек старается стать тем, кем не является. Над этим стоит подумать и постараться принять себя — со всеми присущими нам слабостями и недостатками.

К счастью, у большинства из нас комплексов не так уж много, в основном они проходят в зрелом возрасте, когда человек сумел полюбить и почувствовать себя любимым. Понял, что способен отвечать за себя и своих близких, что может вызывать уважение. Что сделал что-то важное в жизни — не обязательно заметное, но осмысленное.

Но если этого не произошло, если что-то без конца заставляет человека обесценивать все, что у него есть и кто он сам, если постоянная зависть и раздражение не оставляют места для радости, надо спросить себя: почему я не могу себя принять и за что не могу простить? Надо признать, что это не самые простые в мире вопросы. Чтобы ответить на них, может быть, понадобится помощь.

Об этом

  • Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ. Лекции» (Академический проект, 2018).
  • Хайнц Кохут «Восстановление самости» (Когито-Центр, 2017).
  • Альфред Адлер «Практика и теория индивидуальной психологии» (Академический проект, 2015).