psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Алина Никольская 

Марина Абрамович: «Не бойтесь плакать на глазах у всех!»

Она медитировала в обнимку со скелетом, ножом вырезала себе на животе пятиконечную звезду, часами отмывала две с лишним тонны говяжьих костей… Перформансы Марины Абрамович изумляют, шокируют, заставляют плакать, проверяя нас на человечность: отважимся ли мы выйти из скорлупы своих защит, принять свое несовершенство, обнажить свою уязвимость?
img

Она один из самых известных в мире мастеров перформанса, ее работы можно назвать мощными, суровыми, ошеломляющими – какие уж тут шутки? И тем не менее в беседе с редактором сайта TED Хелен Уолтерс (Helen Walters) Марина Абрамович вдруг заговорила о роли юмора в своей жизни. «Те, кто знают мои работы, побаиваются знакомиться со мной, – смеется Марина. – А узнав меня, начинают думать, что я смешная. Соедините и то, и другое – и портрет получится более-менее верным». Она вспоминает свой перформанс 2005 года в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, во время которого она съела килограмм меда, выпила литр красного вина и высекла себя обнаженную(1). «Я лизала мед, – говорит Марина, – и наблюдала за человеком напротив меня, что-то лихорадочно писавшим в блокноте. Я думала: «Что он такое пишет? Мы же только начали!» Потом я перевернула ложку и увидела оставшийся на ней ценник: 9.99 долларов».

img

Ее магнетическое воздействие на публику продолжается много лет. Что всегда поражает в ней, так это ее абсолютная готовность открыться всем и не скрывать своей уязвимости. Для Абрамович тут даже нет выбора – это единственный известный ей способ существования. «Люди обычно стараются показать лучшую часть себя и скрыть всю свою грязь. А моя идея состоит в том, чтобы обнажить все. Людям надо быть честными с собой и с другими», – говорит она убежденно. «Все мы несовершенны – это нормально. У всех у нас есть проблемы – это нормально. Плакать и показывать свои эмоции – это нормально». Ее знаменитый перформанс в музее МоМа, когда она просидела сотни часов, глядя глаза в глаза каждому из длинной вереницы посетителей, производил колоссальное эмоциональное воздействие на участников (2).

Во время знаменитого перформанса «В присутствии художника», продолжавшегося в музее МоМа около 2 месяцев, Марина Абрамович ежедневно по многу часов сидела на стуле и смотрела в глаза каждому, кто пожелал сесть напротив. Одним из них оказался ее бывший возлюбленный, немецкий художник Уве Лайсипен (Улай), с которым они сделали много совместных проектов и даже называли себя «коллективным существом». Их минутный безмолвный диалог спустя 22 года после расставания стал одним из самых волнующих моментов перформанса.

Чувствует ли она, что овладела искусством быть уязвимой? Марина качает головой. «Мне приходится работать над этим каждый день. Я никогда не привыкну к перформансам». Потом добавляет: «Но я каждый раз думаю о том, что неудача – очень важная часть успеха. Если ты не знаешь поражений, это значит, что ты ничем особенно и не рисковал или занимаешься самоповторами. И тогда ты теряешь любопытство и жизненную силу». Подпитывать жизненную силу – в этом смысл ее новой затеи, Института Марины Абрамович в Нью-Йорке. Студенты будут учиться смотреть на мир глазами Марины. «Одна из важных вещей, которую я хотела бы практиковать со студентами, это упражнение «Не сдерживай свой плач». Плачь. Но плачь на глазах у всех».

1. «Губы Томаса» (1975/2005).

2. «В присутствии художника» (2010).

Марина Абрамович (Marina Abramovic) – художник-акционист, родилась в 1946 году в Белграде (Сербия), живет в Нью-Йорке (США). Мировую известность получила благодаря своим перформансам. В перформансе «Семь легких пьес» Марина Абрамович в течение 7 дней по 7 часов воспроизводила пять перформансов других известных художников и два собственных. Перформанс «В присутствии художника» продолжался более 700 часов, в нем приняло участие 1500 человек. Ее лекции можно послушать на ted.com

читайте такжеРаздеваются все!
Источник фотографий: GETTY IMAGES
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


ЖАЛЬ, НЕЛЬЗЯ ЗДЕСЬ В КОММЕНТАРИЯХ КАРТИНКУ ПРИЦЕПИТЬ - ЕСТЬ ЧТО ПОКАЗАТЬ ПО ПОВОДУ "СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА". ЛАДНО, РАССКАЖУ АНЕКДОТ. НАСРАЛ ПОД ДВЕРЬЮ СОСЕДУ И ПОЗВОНИЛ - ЭТО ИНСТАЛЯЦИЯ. ЕСЛИ СНАЧАЛА ПОЗВОНИЛ, А ПОТОМ НАСРАЛ - ТО ЭТО ПЕРФОМАНС. ВОТ В ЭТОМ СУТЬ "СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА". ОДИН РИСУЕТ ТУПО ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ - И УЖЕ СУПЕР-ХУДОЖНИК. ДРУГОЙ СВОЮ МОШОНКУ К БРУСЧАТКЕ ПРИБИВАЕТ - ТОЖЕ СУПЕР ХУДОЖНИК. ТРЕТЬИ УСТРАИВАЮТ ГРУППОВУХУ В МУЗЕЕ - ХУДОЖНИКИ, МЛЯ. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ДЛЯ ДЕГЕНЕРАТОВ. МОЖЕТ БЫТЬ ХВАТИТ БЫТЬ ДЕГЕНЕРАТАМИ И ПРИШЛА ПОРА ПРОСНУТЬСЯ И НАЗВАТЬ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ? http://koldovskie.com
Psy like0
  • Олег   
    84 недели назад

Не имею ничего против М.А. т.к. человек явно эксплуатирует общую конъюнктуру, которая сложилась в современном "искусстве". Речь идет о профанации искусства и культуры, его упрощении и, в конечном счете, подмене понятий, когда низменно-отвратительное выдается за гениальное.... Если "интеллигенция", которую меняют на "креативный" класс, это - хавает, то обывателю деваться некуда.... М.А, - "Не бойтесь плакать (какать) на глазах у всех!" Впрочем, умение вызывать тошноту (в т.ч. и культурологическую) тоже навык, которым, при определенных обстоятельствах, можно восхищаться. Удачи...
Psy like0
  • rihana99   
    84 недели назад

как -то не вяжется ее призывы быть честными с ее накаченными губами и ботоксом....
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье