psyhologies.ru
тесты

Приходилось ли вам встречаться со смертью?

Если да, то что вы при этом почувствовали? Результаты эксклюзивных опросов* в России и Франции комментирует социолог и антрополог Игорь Кон.
alt

Оказаться с ней лицом к лицу

85% участников опроса в России и 83% – во Франции встречались со смертью, что называется, лицом к лицу. Эта цифра кажется непропорционально огромной – ведь наши страны не находятся в состоянии войны, нас не коснулись эпидемии, разрушительные природные катаклизмы. И все же смерть остается неотъемлемой частью нашей жизни: мы отдаем последнюю дань уважения покойным и переживаем траур по ним. Результаты нашего опроса показывают, что подавляющее число людей хотя бы однажды оплакали потерю близкого человека, пришли в последний раз повидаться и проститься с ним.

Почтение или страх

Отношение к смерти зависит не только от культуры, традиций, религиозных ценностей (рассматривают ли они смерть как переход в другое измерение бытия, как естественное завершение жизненного пути или как индивидуальную трагедию), но и от других социальных и психологических факторов. Оно теснейшим образом связано с нашим отношением к жизни и окружающим нас людям – близким и дальним.

Сравнение результатов опроса, полученных в России и во Франции, наводит на размышления. Опыт знакомства со смертью близких людей у нас приблизительно одинаков, причем и у французов и у россиян он сопровождается чувством грусти. Но реакции французов выглядит более личностными и одновременно более обращенными к другим. Чувство почтения смерть вызывает у 47% французов и только у 6% россиян (разница в 8 раз!), чувство скорби – у 34 и 18% соответственно, сочувствие – у 28 и 11%, спокойствие – у 17 и 5%. Страх и тревога выражены почти одинаково: 22% против 18%. Зато эгоцентрическое отрицание события, нежелание верить происшедшему отметили лишь 4% французов и 17% россиян.

Чем объясняются эти различия? Вполне возможно, дело вовсе не в том, что мы менее эмоциональны, а в наших культурных особенностях. Традиционные культуры освобождают людей от страха смерти благодаря идее бессмертия или переселения души, но одновременно воспитывают почтение к ней. Другие цивилизационные модели выдвигают на первый план ценность жизни каждого отдельного человека, смерть становится трагедией, которая, однако, смягчается сознанием преемственности жизни. Доказано, что и в истории человечества, и в развитии отдельного человека вопрос о значении смерти (куда и почему мы уходим?) исторически предшествует возникновению вопроса о смысле жизни (зачем и для чего я живу?). Советская власть подорвала традиционное крестьянско-патриархальное почтение к смерти как к итогу прожитой жизни, но не заменила его философией индивидуализма. Более того, она была к такому подходу непримиримо враждебна. В мире «людей-винтиков» незаменимых нет, поэтому их уход вызывает скорее сожаление, чем почтение.

* В России опрос проводился на сайте www.psychologies.ru, и в нем приняли участие 6120 человек, во Франции – по телефону, совместно с Институтом общественного мнения CSA (www.csa-fr.com), на вопросы социологов ответили 1003 человека.

  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье