Пролить свет на свою Тень

Тень — это все наши чувства, желания, черты характера, которые мы отказываемся принимать в себе из страха быть отвергнутыми значимыми для нас людьми. И мы просто перестаем осознавать это неприемлемое (иначе говоря, вытесняем его в бессознательное). Само понятие Тени ввел основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг.

Как она появляется?

С самого раннего возраста каждый ребенок очень чутко ловит и быстро учится понимать, чего ждут от него близкие, в первую очередь — его родители. Как объясняет юнгианский аналитик Джеймс Холлис, в семье каждый из нас получает и усваивает множество скрытых посланий: «Мой смех и веселые игры вызывают у матери тревогу», «Мое независимое мнение обижает отца», «Я должен пожертвовать своими самыми глубокими чувствами, чтобы ощущать себя в безопасности»1. Мы боимся потерять расположение близких, разочаровать их или вызвать их гнев. Для нас это жизненно важно, и мы подстраиваемся под требования, ожидания и стереотипы нашего окружения.

Мы становимся послушными, потому что старшие осуждают наше своеволие. Стараемся заботиться о других, потому что нехорошо быть эгоистом и думать о себе. Родителям не нравится, когда мы сердимся и настаиваем на своем, — и мы учимся быть покладистыми. Нам дают понять, что область сексуальности — это что-то стыдное, и мы закрываем ее для самих себя. Список этот бесконечен, и каждый из нас может добавить в него собственные пункты.

Приобретая одни качества, мы неизбежно теряем другие. Мальчику не пристало быть слишком нежным, он должен быть сильным — и его природная чувствительность подавляется, он перестает не только проявлять, но и осознавать ее. Девочке негоже быть атаманшей в мальчишеской компании, ее дело баюкать кукол — и в Тень уходят ее лидерские качества.

Так формируется наше «Я» и одновременно возникает обширное пространство темных «подземелий», где годами скапливается все, что мы в себе подавили, от чего отказались. В каком-то смысле мы сидим на вулкане, который может взорваться в любой момент. Эту подавленную, но все равно живую и активную психическую энергию и называют Тенью.

5 шагов к светлой стороне

Психолог Жан Монбуркетт в этом примере описывает пять этапов, которые нужно пройти, чтобы воссоединиться со своей Тенью.

  1. Осознать проекцию на другого. Максим вместе с приятелем создал свою фирму. Тот альпинист и часто берет отпуск, чтобы отдаться своей страсти. А находясь в офисе, то и дело пьет кофе и болтает с сотрудниками, отрывая их от дела. Максим же — трудоголик, его выводит из себя этот бездельник. Но по сути, он проецирует на него свою Тень: собственную потребность в отдыхе он предоставил удовлетворять партнеру.
  2. Скорректировать предубеждения. Создавая проекцию, мы надеваем на другого маску и взаимодействуем с ней, а не с реальным человеком. Хотя маска не всегда впору этому персонажу и то и дело угрожает свалиться. Реальное поведение человека отнюдь не всегда соответствует нашему взгляду. Так и Максим иногда с удивлением отмечает, что лентяй-партнер почему-то успевает справиться с большим объемом работы.
  3. Перестать искать подтверждений. Избавиться от своей проекции нелегко: даже в моменты сомнений мы умеем убедить себя, вопреки очевидному, в справедливости своих предвзятых суждений. Чтобы проверить свои подозрения, Сергей начинает пристально следить за партнером, втайне желая поймать его на том, что тот отлынивает от работы. И иногда ему это удается. Сергей торжествует: он был прав!
  4. Заглянуть в источник мучений. Упорно поддерживая свою проекцию, человек в какой-то момент чувствует себя обделенным, умаленным в самой своей сути. Он ощущает, что сам лишился тех качеств, которые проецирует на другого, и это вызывает хронический стресс. Максим, проецирующий на компаньона свою способность отдыхать и жить полной жизнью, уже на грани срыва, работа изматывает его до предела.
  5. Принять то, что было отвергнуто. Депрессия нередко подталкивает проецирующего к осознанию патологической ситуации, в которой он оказался. Психотерапевт может помочь ему овладеть проекциями, а благодаря этому выстроить реальную самооценку и здоровые отношения. Максиму предстоит научиться у своего партнера умению распределять силы и — шире — пониманию, что жизнь больше, чем только работа. В итоге качество его жизни (включая работу) значительно улучшится.

Ее ловушки

На первый взгляд мы отбрасываем в Тень темные аспекты нашей личности, то, что мы сами считаем изъяном: агрессию, зависть, жадность, ревность, гнев и так далее. И вместе с тем, настаивает Юнг, она «состоит не только из морально осуждаемых склонностей; в ней проявляется ряд хороших качеств»2. Упрятанной в Тень может оказаться смелость, уверенность, креативность, жизнерадостность… «Хорошее» или «плохое» — это все, что мы в себе отрицаем, не хотим в себе признавать.

Проблема в том, что Тень никогда не сдается, на какие бы замки мы ее ни закрывали (то есть как бы мы ни отрицали наши скрытые качества). Она дает о себе знать на каждом шагу. Чудовища и монстры из наших ночных кошмаров — это ее обличья. Но и многие наши страхи наяву тоже порождены ею.

Больше всего нас раздражает в других то, что мы не принимаем и не признаем в себе

Тень — источник глубочайшего самообмана, которому мы все подвержены: отрицая в себе какие-то качества, чувства, влечения, мы приписываем их другим, начинаем давать людям характеристики, порой вообще не имеющие с реальностью ничего общего. Так наша психика защищает себя от осознания, что все это есть в нас самих. Эта ловушка получила название проекции.

Чтобы распознать подмену, юнгианский аналитик Станислав Раевский предлагает использовать такой прием: вспомнить и записать те черты, которые нас больше всего раздражают и восхищают в других людях, но которых, как нам кажется, нет в нас самих. Полученные результаты — не что иное, как наша спроецированная Тень: «Больше всего нас раздражает в других то, что мы не принимаем и не признаем в себе. Точно так же мы восхищаемся в других тем, чего в себе не видим».

Стоит последить за собой в течение дня: мы то и дело возмущаемся чужой грубостью, жадностью, равнодушием… Но всегда ли мы сами безупречно вежливы, щедры, готовы прийти к кому-то на помощь? Нас восхищают чужое бесстрашие, собранность или целеустремленность — но разве мы никогда не проявляли смелости, организованности, не добивались того, к чему стремились?

Но в том-то и дело, что мы не замечаем, как попадаем в ловушку проекции: это процесс бессознательный, не контролируемый нами.

Познакомьтесь с вашим двойником

Как вернуть себе свою Тень? Два упражнения от Станислава Раевского.

Почувствовать черты другого. Запишите три черты характера, которые вас раздражают в других людях, и три — которыми вы восхищаетесь, но сами, как вам кажется, ими не обладаете. А теперь вспомните случаи, когда вы сами вели себя в соответствии с этими качествами. Например, когда вы проявили жесткость, хотя осуждаете ее. Или когда вели себя твердо, хотя считаете себя неуверенным. Прочувствуйте это качество в себе, ощутите ту энергию, которая в вас появилась.

Сыграть своего антипода. Представьте себе того, кем вы больше всего восхищаетесь (или, наоборот, самого ужасного человека в мире). А теперь попробуйте ненадолго побыть им, вести себя, говорить, двигаться как он. Почувствуйте ту энергию, которая есть в этом образе.

Пролить свет на свою Тень

Танец Тени

Особенно печально, когда объектом проекции становятся наши близкие — партнеры или дети. По сути, мы перекладываем на них ответственность за то, чего не принимаем в себе самих. Вот почему, отмечает Джеймс Холлис, «семейные ссоры — это, по существу, невольное участие в танце Тени, где каждый играет предсказуемую роль с известным партнером и с предсказуемым результатом».

Проекция мешает нам увидеть перед собой реального человека — мы видим лишь ту маску, которую сами на него надели.

Иногда конфликты с другими достигают поистине драматического накала. Как писал об этом Юнг, «человек совершенно откровенно портит жизнь себе и другим, но ни за что на свете не хочет понять, насколько он сам — виновник всей трагедии и насколько он же сам постоянно ее подпитывает и поддерживает». Здесь, в Тени, истоки нашей нетерпимости, и личной, и коллективной, ко всем иным (иноверцам, инородцам, гомосексуалистам и прочим).

В Тени таится полная противоположность тому человеку, которым мы себя считаем

И что самое важное, подчеркивает Станислав Раевский, «мы не можем по-настоящему любить другого человека, пока проецируем на него свою Тень (негативную или позитивную). Наше жесткое «Я» блокирует наш потенциал радости, любви и связи с другими людьми».

Более того — себя самих мы тоже не можем любить и уважать, если игнорируем часть себя и позволяем ей сражаться против наших же интересов.

Сделать ее союзником

Вот почему для каждого из нас так важно «встретиться» со своим двойником и признать в нем себя. «Осознать свою Тень и научиться управляться с ней — участь всех людей», — писал Юнг3. Это означает осознать: все то, что меня возмущает (или восхищает) в других людях, есть и во мне. Во мне, добром и миролюбивом, есть злость и агрессивность. Или во мне, слабом и беззащитном, есть сила и способность отстаивать свои интересы. «Иначе говоря, в Тени таится полная противоположность тому человеку, которым мы себя считаем», — подытоживает Станислав Раевский.

Принять это очень непросто, ведь это означает пересмотреть наше представление о себе самих. Но тот, кто отказывается от этой работы, рискует еще больше. Ему грозят стресс и подавленность, тревога и неудовлетворенность собой, чувство вины. Он будет подвержен всевозможным навязчивым состояниям и рискует пойти на поводу у своих порывов: ревности, неуправляемого гнева, злобы, чревоугодия…

А отважившись встретиться с Тенью, мы получаем огромные бонусы. «Когда мы начинаем интегрировать свою Тень, то обнаруживаем, насколько мы внутренне богаче, чем представляли себе раньше, — говорит Станислав Раевский. — Сколько в нас есть разного, что раньше мы приписывали другим людям и не замечали в себе. Подавленные качества, черты характера, комплексы — это же огромная энергия, которая была отлучена от нас, и теперь она к нам возвращается. Меняется наше мироощущение, открываются новые горизонты, жизнь становится ярче. Мы обретаем способность любить других и весь мир».

При этом, уточняет юнгианский аналитик, принять темные стороны своей личности не означает потакать им. Наоборот, признав их, мы можем их контролировать, то есть не позволять Тени захватить нас.

«Если у человека во второй половине жизни найдется хотя бы малая толика сознания и крупица моральной силы, то критику, если она вообще должна присутствовать, следует относить только к себе», — полагает Джеймс Холлис. И все же чем раньше человек начнет осознавать свою Тень, тем лучше. «Именно в молодости мы делаем очень много ошибок из-за незнания своей Тени и потом жалеем», — добавляет Станислав Раевский. Кстати, про Тень стоит помнить и родителям, чтобы меньше навязывать детям свое видение мира, позволяя развиваться их естественным склонностям, интересам и особенностям характера.

Впрочем, навсегда распрощаться с Тенью нам не удастся никогда. Вот почему Юнг предлагал своим клиентам вернуться к нему через 10 лет и проанализировать, что накопилось в их Тени за эти годы. И это нам тоже стоит понять и принять.


1 Дж. Холлис «Жизнь как странствие» (Класс, 2009).

2 К. Г. Юнг «Эон» (Академический проект, 2009).

3 К. Г. Юнг «Синхрония» (АСТ, 2009).