psyhologies.ru
тесты
текст: Надежда Василевская 

Проявить свою креативность

Сойти с проторенных путей, видеть новые решения, осуществлять свои мечты... У каждого из нас есть творческий потенциал, и мы можем его развивать! Психотерапевт Жан Котро предлагает несколько тем для размышлений и четыре эффективных упражнения.
Жан Котро (Jean Cottraux), президент Европейской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии, автор книги «У каждого своя креативность» («À chacun sa créativité», Odile Jacob, 2010).Жан Котро (Jean Cottraux), президент Европейской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии, автор книги «У каждого своя креативность» («À chacun sa créativité», Odile Jacob, 2010).

«В отменно приготовленном супе существенно больше творчества, чем в плохой живописи!» – был убежден основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (Abraham Maslow)*. Чтобы согласиться с ним, достаточно вспомнить дом наших друзей, в котором нам особенно уютно, или вдохновенную изобретательность коллеги по работе, способной в несколько взмахов ножниц превратить старое платье в стильный наряд...

Творческое воображение отличает нас от всех других живых существ, и именно ему человечество обязано своим выживанием (будь то открытие свойств огня или изобретение антибиотиков). Психотерапевт Жан Котро поясняет: «Творчество можно определить как способность находить оригинальные решения для тех вопросов, которыми мы задаемся, и умение реализовывать свой личный потенциал в конкретном деле». Мы проявляем творческие способности, когда находим новое танцевальное па или решаем сложную задачу, когда демонстрируем чудеса изобретательности, чтобы помирить рассорившихся друзей, или боремся за то, чтобы окружающий мир стал лучше.

Стремление творить

«Творением может стать картина, сад, прическа, симфония, скульптура и даже кулинарное блюдо», – писал педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт (Donald Winnicott)**. Наблюдая за новорожденными, он заметил, что способность к творчеству в первые месяцы жизни появляется у каждого. И это неосознанное стремление к креативности, по мнению Винникотта, сохраняется в любом из нас. Мечты и фантазии ребенка – самая ранняя форма творческой деятельности. Затем приходит время игры, благодаря которой ребенок режиссирует то, что происходит в его душе, и обустраивает мир в соответствии со своими желаниями. Именно в игре дети переживают полную свободу творчества. Винникотт был уверен в том, что сила наших творческих способностей зависит от ранних отношений с матерью. И действительно, когда мы творим, мы всегда делаем это для кого-то другого, реального или символического. «И этот другой, – говорит Жан Котро, – может раскритиковать нас или с пренебрежением отнестись к нашим замыслам. Отсюда и возможные комплексы». Когда ребенок с гордостью дарит матери на 8 Марта кривую вазочку из пластилина, вылепленную им на уроке, а родители берут на себя роль художественных критиков, указывая на очевидные недостатки подарка, они могут надолго отбить у ребенка охоту к творчеству.

alt

Значит ли это, что счастливое детство – необходимое условие развития способности к творчеству? Это не так. «Желание изменить порядок вещей вызывает именно нехватка чего-либо и чувство неудовлетворенности, – говорит Жан Котро. – А определенная доля тревожности – один из лучших стимулов, чтобы быстрее найти решения возникающих перед нами проблем». Творить – значит уводить сексуальные импульсы от их исходной цели, направляя их на службу искусству, пояснял Зигмунд Фрейд. Этот процесс он называл сублимацией***. Зрительное наслаждение движет нами, когда мы фотографируем или рисуем; оральное – побуждает декламировать стихи или изобретать кулинарные блюда. Но почему ребенок, увлекающийся лепкой из пластилина, вырастая, не обязательно становится гениальным скульптором? А подросток, который самозабвенно терзает гитару, не может сравниться в своих достижениях с Моцартом, уже сочинявшим в этом возрасте оперы? «Суть художественного творчества остается непостижимой тайной», – сожалел Фрейд.

читайте такжеТемная сторона креативности: за что не любят творческих натур

Настоящий творец выходит за пределы общепринятого, волнует умы и сердца публики, показывая ей что-то непривычное. Однако нередко творческим людям приходится расплачиваться за свой дар. Так, к примеру, перепады настроения (от депрессии к эйфории), которые испытывает 0,7% населения, среди творцов отмечаются в десять раз чаще! Некоторые черты характера сверхкреативных людей (например, слабо развитое чувство запретного) в какой-то мере сближают их с теми, кто страдает психическими отклонениями. Но почему люди с заболеваниями психики выдают лишь несуразные рассуждения, а творческие личности – оригинальные идеи? Ученые этого не знают. Тайна творчества остается тайной. Однако прозрение Аристотеля по-прежнему справедливо: «Не было еще ни одного великого ума без примеси безумства».

* А. Маслоу «По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания» (Эксмо-Пресс, 2002).

** Д. Винникотт «Игра и реальность» (Институт общегуманитарных исследований, 2012).

*** З. Фрейд «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве» (Эксмо, 2010).

Источник фотографий: CORBIS/FOTO S.A.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье