Основные идеи

  • Семейные ценности становятся популярными и активно пропагандируются. Власти используют новый образ жизни, пытаясь контролировать сексуальность и деторождение.
  • Стало нормой следить за своим здоровьем, предохраняться, закрывать грудь от прямых солнечных лучей. Возможно, забота о себе — одна из причин роста пуританства в обществе. Еще одна причина — влияние ислама на западную культуру.
  • Депрессия и различные психические расстройства снижают либидо и могут быть причиной, по которой поколение, подверженное стрессам, теряет интерес к сексу и сексуальности.
Новое пуританство: что нас смущает?

Будете летом, а если повезет, то и раньше, на пляже — не поленитесь посчитать (разу­меется, ради чисто спортивного интереса), много ли там наберется девушек, загорающих топлес. Если только вы не предпочитаете пляжи нудистские, то можно поспорить: для подсчета вам хватит пальцев на руках. А может, даже и на одной. Мода на обнаженную грудь явно прошла. Да и вообще мода, похоже, становится более консервативной.

Нет, знаменитые кутюрье, конечно, продолжают забавлять публику платьями с разрезами примерно от шеи и абсолютно прозрачными тканями. Но даже и на подиумах все активнее проявляется тенденция, получившая название uniform dressing: вещи элегантные, но при этом практичные и подчеркнуто не скандальные.

Тело как улика

Зато обнаженность все чаще воспринимается как что-то оскорбительное. Ревнители морали добиваются закрытия выставок, едва услышав про обнаженную натуру. Особо нравственные граждане и вовсе требуют облачить в штаны, например, статую Давида. А активистки движения Femen, которых одно время воспринимали как пламенных борцов за свободу, превратились в общественном сознании в заурядных эксгибиционисток. Значит ли это, что мы вступаем в эпоху нового пуританства?

Не будем спешить с выводами, однако тенденция налицо, причем не только отечественная. 88% француженок (которых принято считать женщинами весьма свободных взглядов) заявляют, что считают себя стыдливыми, а более половины признаются, что недовольны собственным телом и склонны его скрывать.

В России подобных опросов не проводилось, но вот данные «Левада-центра» 2015 года. Главным качеством, которое мужчины ценят в женщинах, 49% участников опроса назвали хорошую внешность. Но сексапильность собрала только 15% голосов, в два с лишним раза уступив верности (38%) и в три с лишним — хозяйственности (46%). Притом что в рекламе, СМИ и социальных сетях по-прежнему царит нагота, можно говорить о появлении «новой сдержанности», которая затрагивает все поколения.

Сексуальность, тело, репродукция вызывают сейчас пристальное внимание, идут постоянные попытки их контролировать и нормировать

Социолог и философ Анна Темкина обращает внимание и на чисто российские особенности. «Общественники сражаются с «развратом», политики и РПЦ хотят запретить аборты, — говорит она. — Реанимированы (хотя, возможно, они и не умирали) советские привычки к лицемерию в отношении контрацепции, сексуального просвещения и так далее.

Церковь декларирует патриархальные правила (например, «муж — обязательно глава семьи»), и это отчасти совпадает с массовыми представлениями о «природном предназначении» мужчин и женщин. Сексуальность, тело, репродукция вызывают сейчас пристальное внимание, идут постоянные попытки их контролировать и нормировать».

Новое пуританство: что нас смущает?

Наука и религия не позволяют

У этого явления множество объяснений, и совсем не всегда только идеологических. Вот, например, мнение сексолога и психотерапевта Ирины Панюковой. «Серьезных исследований на эту тему я пока не встречала, но, по моим ощущениям, все больше людей действительно отказываются от чувственных радостей. Я вижу несколько чисто медицинских причин.

Скажем, все большее число людей склоняются к аскетизму и пуританству из-за боязни заболеваний — прежде всего венерических и СПИДа». Кстати, и угасание моды на обнаженную грудь на пляжах тоже продиктовано не только (а может, и не столько) нравственными соображениями. Ученые к великому огорчению мужчин убедительно доказали, что такой способ принятия солнечных ванн серьезно повышает риск развития онкологических заболеваний молочной железы.

Но здоровьем дело, естественно, не ограничивается. В европейских странах на нормы морали все активнее влияет приток мигрантов из исламских стран, не слишком готовых c одобрением смотреть на обнаженное тело. Так, даже во многих районах Парижа и его пригородах появиться на улице в короткой юбке или прозрачной блузке для женщины уже довольно рискованно. И толерантные европейцы в этой ситуации склонны защищать скорее ценности гостей, чем хозяев.

Скажем, по случаю прошлогоднего визита в Рим президента Ирана итальянские власти почли за благо прикрыть обнаженные женские изваяния в музее Капитолия фанерными щитами. В России влияние исламских представлений на нормы поведения, пожалуй, не столь серьезно, но исключать его роста тоже не следует.

Есть с чем сравнить

Есть и психологические причины. Идеальные красавицы с ногами бесконечной длины и выдающимся бюстом порождают в женщинах тревогу и страх собственного несовершенства. «Нужно послушать, как пациенты говорят о своем теле, чтобы понять всю тяжесть их комплексов, — замечает психоаналитик Жерар Бонне. — Мир, в котором мы живем, полон эксгибиционизма, он постоянно разыгрывает спектакль, выставляет все напоказ, и это превращается в проблему. Становясь жертвами этой «тирании видимости», соглашаясь мерить себя по мерке недоступных образцов, все больше людей страдают от сильных внутренних запретов, которые варьируются от стыда до страха насмешек».

В результате поход на пляж превращается из удовольствия в серьезное испытание. Как посмотрят окружающие? Как оценят фигуру? Регулярно за месяц-другой до открытия пляжного сезона социальные сети заполняются отчаянными мольбами посоветовать диету/комплекс упражнений/пластического хирурга/чудодейственные таблетки, чтобы подготовиться к «выходу». А пляжные комбинезоны, придуманные изначально, чтобы защищать от укусов медуз и солнечных ожогов, становятся все более популярными даже в пасмурную погоду и на берегах водоемов, в которых медузы сроду не водились.

Когда запретов не стало, влечения прорвались наружу, иногда в самых крайних проявлениях

Россия в этом смысле оказалась, возможно, в еще более тяжелой ситуации. Европейцы и американцы отвоевали свое право на свободу тела на баррикадах сексуальной революции в 1960-е, в нашей же стране, как известно, до начала 1990-х «секса не было». Зато последовавший курс сексуального просвещения оказался более чем интенсивным.

«Мне кажется, многие люди сегодня испугались собственной сексуальности, — размышляет психоаналитический психотерапевт Светлана Федорова. — Когда запретов не стало, влечения прорвались наружу, иногда в самых крайних проявлениях. Люди потеряли границы, испугались этого и теперь пытаются границы вернуть».

Между тем, если сексуальная тематика оказывается под запретом, это тоже нездоровая ситуация, замечает Ирина Панюкова: «Чрезмерно строгое, пуританское воспитание — одна из главных причин многих функциональных сексуальных расстройств. В частности, доказано, что это практически ведущая причина аноргазмии у женщин».

Признак депрессии?

Ирина Панюкова видит и еще одно объяснение популяр­ности «нового пуританства». Население планеты все больше сосредотачивается в мегаполисах. А депрессии и тревожные расстройства становятся настоящим бедствием больших городов.

«Скоро эти заболевания выйдут в мегаполисах на второе место после респираторно-вирусных инфекций, — подчеркивает Ирина Панюкова. — А снижение сексуальной функции — один из самых первых симптомов тревожных расстройств. У человека еще все может быть в порядке с работой, например, но депрессия в первую очередь бьет по чувственной сфере. Даже вкус пищи меняется. И утрата интереса к сексу — из этой же области».

Выбитые из колеи «порнокультурой», люди чаще обращаются к различным видам ультрарелигиозного дискурса

Признаться в этом даже самим себе — задача не из легких. «Аскетический образ жизни подразумевает победу над влечением. Но для этого, особенно в молодом возрасте, нужна либо очень сильная воля, либо недостаточно сильное влечение. И я склонна скорее предположить второе, — продолжает Ирина Панюкова. — А идеология, которая подводится под эту ситуацию, зачастую вторична. Депрессивные и тревожные расстройства долго не осознаются, и подходящим объяснением снижения сексуальной функции становится религия или что-то другое».

Эффект маятника

О возможной вторичности религиозного рвения новых моралистов говорит и философ Тереза Арго. Но она видит причину скорее в избытке обнаженной натуры вокруг нас — на рекламных щитах и в видеороликах, в фильмах и интернете: «Все больше молодых людей, выбитых из колеи «порнокультурой», обращается к различным видам ультрарелигиозного дискурса, у которых есть одна общая черта: они превращают обнаженное тело в угрозу».

Так что вряд ли мы имеем дело с новым Средневековьем. Скорее — с законом маятника, который, достигнув пика сексуальной свободы, предсказуемо двинулся в обратную сторону. Какие-то проявления, порожденные этой свободой, были, вероятно, и правда чрезмерными и даже уродливыми. Важно только, чтобы и движение в противоположную сторону не дошло до крайностей.

Из истории стыдливости

Как в обществе в разное время менялось представление о морали? Вот несколько занимательных фактов об истории пуританства.

1/4

Античность: общественные бани

Римские термы — бани, где мужчины и женщины мылись вместе — были осуждены христианами. Им на смену пришли парильни, в которых посетители вели себя скромнее, но разделения по полу еще не было. Общие бани сохранялись все Средние века, вплоть до великих эпидемий.