psyhologies.ru
тесты
текст: Ксения Киселева,  Николай Крыщук 

Философия момента

В первую очередь на Востоке, но и на Западе тоже философия «здесь и сейчас» была распространена в разные эпохи и в рамках разных течений. Напомним имена некоторых ее наиболее убежденных адептов и их аргументы в пользу настоящего.

Эпикур (341–270 до н. э., Греция)

alt

Чтобы жить в согласии со своей природой

Carpe diem («лови день») – это, несомненно, вариация на тему hic et nunc («здесь и сейчас»). Призывом ловить настоящий момент мы обязаны Горацию, но унаследовали его от Эпикура; часто его истолковывали как приглашение к безудержному разгулу. Однако, если эпикуреец «ловит день», это не значит, что он предается сексуальным излишествам, чревоугодию и лени. Он практикует разумный гедонизм, требующий твердости и усердия. Эта философия утверждает, что наши страдания происходят не от реальности как таковой, а от того представления, которое у нас есть о ней. Цель, таким образом, состоит в том, чтобы освободиться от своих ошибочных представлений и положиться на то самое основное, что не обманет, – природу. Или же, если речь идет об отдельном человеке, – на тело и его ощущения. Жить в настоящем при таком понимании сводится к тому, чтобы жить в соответствии с природой, полагаясь на свое тело, прислушиваясь к нему и следуя его склонности к «простым и необходимым радостям».

Об этом: «Эпикур приветствует Менекея» в книге «О природе вещей», Мир книги, Литература, 2006.

Сенека (4 до н. э. – 65, Рим)

alt

Чтобы снова распоряжаться собой

«Самое главное препятствие к тому, чтобы жить, – это ожидание, которое зависит от завтрашнего дня и поэтому упускает день сегодняшний», – утверждает писавший «О кратковременности жизни». По мнению этого стоика, источник наших бед в том, что мы озабочены не зависящими от нас вещами (судьба, смерть) в ущерб тому, на что мы можем влиять. Между тем, как он пишет в «Нравственных письмах к Луцилию», «только время принадлежит нам». Откуда совет: «До сих пор твое время ускользало от тебя. Наверстай его и позаботься о нем». Как? Стоит перестать откладывать все на потом – «такой подход мешает примкнуть к наступившему дню, он заменяет сегодняшнюю реальность обещаниями будущих благ» – и извлекать пользу из каждого дня, учась и действуя. Так что для наставника Нерона в полной мере проживать настоящее означает снова принадлежать себе. Это лекарство от чувства бессилия, от пассивности и от страстей, которые нас терзают, и прежде всего – от страха смерти, страха столь же всеобщего, сколь и бесполезного.

Об этом: Сенека «Нравственные письма к Луцилию», Мир книги, Литература, 2006.

«Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится». Сенека

Источник фотографий: EMMANUEL PIERROT, PHOTOEXPRESS
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье