текст: Ксения Киселева 

Жак Лакан, заставший «Я» врасплох

Галстук-бабочка, сигара, манеры денди-обольстителя… Одни считали его гением, другие – шарлатаном. Но Лакан, несомненно, повлиял на психоанализ, обогатив его теорию и освежив представления о его практике.
Жак Лакан, заставший «Я» врасплох

Вот два воспоминания о Лакане. «Я попал на консультацию после серьезной аварии. «Дорогой мой, вы поступили правильно, зайдя ко мне», – приветствовал он меня. И вначале иногда назначал мне по три сеанса в день. Думаю, без этого я наверняка покончил бы с собой». «По поводу моих любовных метаний Лакан сказал: «Вот уж у вас-то должно быть много женщин». Почувствовав, что мне разрешили «иметь их всех», я смог наконец успокоиться».

За новаторскими методами стояли представления Лакана о «Я» и о задачах психоанализа. Лакан считал наше «Я» источником заблуждений и ошибок, поэтому не видел смысла в долгих рассказах пациента о себе и своих проблемах: мы не осознаем своих подлинных желаний. Зато парадоксальные реплики, блестящие провокации и завораживающие рассуждения аналитика застают «Я» врасплох, заставляя нас заговорить языком бессознательного и открывая нам глаза на наши скрытые желания и мысли. Это раздражает, обескураживает, может показаться грубым, но это эффективно! Во всяком случае, так было – в исполнении Лакана.

Его даты

  • 13 апреля 1901: родился Жак-Мари-Эмили Лакан. Его отец был торговым представителем компаний, производящих мыло и масла.
  • 1920-е годы: поступил на медицинский факультет Парижского университета, увлекся психиатрией.
  • 1932: защита диссертации на тему «Параноидальный психоз и его влияние на личность».
  • 1936: первая версия ключевой работы о «стадии зеркала» (возраст 6-18 месяцев).
  • 1953: разошелся во взглядах с Международной психоаналитической ассоциацией.
  • 1964: создал Парижскую школу фрейдизма.
  • 1980: расформирование Парижской школы фрейдизма. Лаканианцы разделились на группы, некоторые из которых враждебно относились к Лакану.
  • 9 сентября 1981: Лакан умирает от рака.

Я – это другой

Он изображал свои идеи с помощью букв. Буква «А» (от фр. autre – «другой») означает великого Другого: это поочередно наше бессознательное, тело, речь, мать – все, что ускользает от нас, определяя нашу личность помимо нашей воли. А маленькое «а» – это наше «Я» как другой по отношению ко мне самому. И этот другой, похожий на меня, является частью меня: в детстве я плачу, видя, что другой ребенок упал. Буква «а» также означает «объект «а», объект моего желания: грудь матери, ее голос, взгляд... Все наши желания во взрослом возрасте – лишь заместители этих первых объектов желания, однако отныне они скрыты от нашего сознания (мы желаем «анонимный» объект) и нам трудно понять, чего же мы хотим на самом деле.

Любить – значит отдавать то, чего у нас нет

Нам никогда не понять причину неудовлетворенности, от которой мы страдаем, если мы не начнем с триады «потребность, просьба, желание». Чтобы удовлетворить наши потребности – есть, пить, спать, – нам сначала нужно обратиться с просьбой (или требованием) к Другому – нашей матери. Это требование мгновенно преобразует потребность в ненасытное желание: важным становится не то, что мы просим и в чем испытываем потребность, а тот, кто нам это дает, то есть Другой. Поэтому, когда нам дают то, чего мы просим, мы воспринимаем это как доказательство любви. Между тем, как считал Лакан, подлинная любовь – это «давать тому, кто этого не просил, то, чего у нас нет». Такая любовь находится за пределами материального. В сексуальном плане между мужчиной и женщиной не существует отношений комплементарности: они не дополняют друг друга. Разнополые люди говорят на одном языке, одинаково испытывают наслаждение и могут (по-настоящему) встретиться только благодаря любви.

Система символов делает нас людьми

Мы живем и мыслим в трех измерениях: реальном, воображаемом, символическом. Воображаемое – это отношения, которые мы поддерживаем с теми, кто является нашими «образами», в ком мы можем опознать себя душой или разумом. В другом значении воображаемое – это место, где живет наше «Я», с его склонностью питаться иллюзиями и зачарованностью обманами. Реальное невозможно ни помыслить, ни назвать, это место безумия. В противоположность ему символическое – это область культуры и прежде всего языка, это то, что нас структурирует: человек нуждается в символах как ориентирах, чтобы быть человеком. Так, в возрасте трех-пяти лет, в момент проявления эдипова комплекса, отец, олицетворяющий закон, «вмешивается» в жизнь ребенка и тем самым помогает ему оторваться от матери, завершить их отношения слияния.

Об этом

  • Жак Лакан «Семинары». Книги 1, 2, 5 и другие Гнозис, Логос, 1998-2008.
  • Жак Лакан «Имена-Отца» Гнозис, Логос, 2006.
  • Виктор Мазин «Введение в Лакана» Прагматика культуры, 2004
Источник фотографий: Инга Аксенова
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты