psyhologies.ru
тесты
текст: Антон Солдатов 

Почему нам так важна религия?

Что заставляет людей молиться, верить в загробную жизнь и бояться возмездия? Страх смерти? Стремление к справедливости? По мнению психолога Стивена Рейсса – и то, и другое. И еще четырнадцать причин.
Фрагмент картины ФОТО Getty Images 

Почему мы верим в Бога? Или богов? Почему у людей вообще есть представление о некоем высшем разуме, который существует вне времени и пространства, но которому почему-то есть дело до того, работаем ли мы в воскресенье или что едим на обед. Многие ученые и философы предрекали, что по мере нашего познания мира религия превратится в анахронизм и отомрет. И тем не менее верующих людей до сих пор значительно больше, чем неверующих.

Сегодня социологи и психологи считают, что мы хотим верить, иногда вопреки своим рациональным убеждениям, потому что такова наша природа. Сама вера является для нас чем-то жизненно важным. Большинство психологических теорий выводят объяснение нашей тяги к религии из одной или нескольких базовых потребностей. Например, из нашего желания заглушить страх смерти. «В окопах не бывает атеистов» – так звучит популярное изложение этого тезиса.

читайте также

Помогает ли вера стать счастливее?

Американский психолог Стивен Рейсс (Steven Reiss), напротив, считает, что сила религии в ее многоликости и способности дать нам то, к чему мы стремимся. Она удовлетворяет 16 наших базовых потребностей, которые психолог сформулировал так: власть, независимость, любознательность, одобрение, порядок, экономия, честь, идеализм, общение, семья, положение в обществе, месть, любовные отношения, еда, физические упражнения и спокойствие. Этот список Стивен Рейсс и его коллеги составили, проведя опрос среди нескольких тысяч человек. Эти 16 базовых нужд, согласно Рейссу, составляют нашу личность. Их сочетание и баланс делают нашу личность уникальной1.

Каким же образом мировые конфессии с их сложными правилами и ограничениями умудряются привлекать и удерживать миллионы людей? «Универсальная сущность религии (и причина ее устойчивости) в том, что она находит подход ко всем – к интровертам и экстравертам, традиционалистам и новаторам, тихоням и непоседам, миролюбивым и воинственным, – объясняет Стивен Рейсс. – Для экстравертов у религии есть коллективные празднества и философия любви к ближнему. Интровертам религия предлагает медитацию, уединенную молитву, затворничество. Религиозные ритуалы удовлетворяют наше стремление к порядку. Учение о спасении и прощении связано с тягой к одобрению. Обещание загробной жизни помогает людям избавиться от тревоги за свою жизнь и обрести спокойствие».

«Великие религии мира»
Григорий Померанц, Зинаида Миркина «Великие религии мира» Философ Григорий Померанц и христианский поэт Зинаида Миркина предлагают обзор главных религий мира.

Ранее Рейсс обнаружил, что главное различие между религиозными и нерелигиозными людьми пролегает в их отношении к независимости. Большинство религиозных участников его экспериментов демонстрировали сильную потребность быть в контакте с другими, ощущать связь с ними. Напротив, участники со слабой религиозностью скорее стремились полагаться только на себя и быть самодостаточными во всех отношениях. Исследование также обнаружило, что религиозные люди выше ценили честь. Рейсс сделал вывод, что многие люди приходят к религии, чтобы продемонстрировать лояльность памяти предков.

А что же атеисты? Светское общество ищет альтернативы, которые могли бы удовлетворить те же базовые потребности. Кто-то обращается к философии в поисках цельной картины мира, кто-то ищет ответов в психологии. Элементы, похожие на религиозные, можно найти в приверженности моральным ценностями, политическим убеждениям и даже... диетам2. Стивен Рейсс подчеркивает, что конкуренция религиозной веры и других так или иначе связана с тем, какой путь сможет предложить наилучшее удовлетворение наших потребностей. «Я не касаюсь теологических вопросов о существовании Бога или возможности контакта с ним, – добавляет он. – Я лишь ищу объяснение тому, что заставляет людей вообще обращаться к религии и религиозным практикам».

1 S. Reiss «16 Strivings for God» (Mercer University Press, 2015).
2 A. Levinovitz «The Gluten Lie And Other Myths About What You Eat» (Regan Arts, 2015).
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Олег   
    32 недели назад

Религиозность, или атеизм (это не важно), это одно из множество верований, лежащих в структурных основах личности любого человека. К примеру, мы все верим, что 2Х2=4, и никому в голову не придет подвергать эту веру сомнению. Почему? потому, что нас так научили. С раннего детства, нас учат верить в одно и не верить в другое. С помощью такого обучения, каждой личности придается социально-приемлемая форма. Необходимая личности для успешной социализации, а так же для вменяемой соц-управляемости. При этом, впоследствии, предполагается, что личность имеет возможность выбрать в социальном "супермаркете" доступных верований, во что ей верить, а во что нет... Но этот выбор иллюзия - т.к. обусловлен не вами, а вашим воспитанием. Удачи и веры...
Psy like0
  • Dmitrii   
    58 недель назад

Религии созданы для манипуляцией сознанием масс.
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье