psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Алла Ануфриева 

Виктор Франкл: «Вина может быть только личной»

Австрийский психолог Виктор Франкл рассуждает о личной и коллективной вине и о достоинстве человека.
img

Для Виктора Франкла вопрос вины человека за совершенное зло (и в частности, за преступления во время Второй мировой войны) не был умозрительным: знаменитый психиатр остался в Вене и в 1942 году вместе со своими близкими был отправлен в концентрационный лагерь. Его родители и жена погибли там. Виктор Франкл выжил и в первые годы после освобождения выпустил несколько книг, в которых разработал учение о стремлении к смыслу как главной движущей силе жизни человека. Он также много размышлял о личной и коллективной ответственности за преступления. Спустя много лет, в 1988 году, выступая в Венской ратуше, Франкл сказал: «Вина может быть только личной – вина в том, что сделал я сам или чего я делать не стал! Но я не могу быть виновен в том, что сделали другие люди, будь они даже мои отцы или деды. Внушать же австрийцам, которым сегодня от 20 до 50 лет, некоторую, так сказать, «коллективную вину»… я считаю преступным и безумным» (1). И позже: «Если существует нечто вроде коллективной ответственности, она может быть только планетарного масштаба. Пусть одна рука не возомнит о себе много из-за того, что не ее, а другую руку поразила опухоль; ведь болеет всегда только целый организм. И так же другие нации пусть не радуется тому, что не они, а немецкая нация подпала под влияние национал-социализма, ибо тогда было больным все человечество» (2).

книга на тему
Юлий Ким прочел для нас книгу «Сказать жизни «да». Психолог в концлагере».
Юлий Ким прочел для нас книгу «Сказать жизни «да». Психолог в концлагере». От камня, брошенного в спокойную воду, расходятся круги. От сильной и содержательной книги разбегаются мысли. Такова книга Виктора Франкла – психолога, прошедшего несколько немецких лагерей смерти в 1942-1945 годах.

Два года спустя психолог прояснил эту мысль: «Обладание ответственностью составляет достоинство человека, достоинство каждого отдельного человека. И всегда только от отдельного человека зависит, попирает ли он ногами это достоинство или сохраняет его в себе. Так же, как последнее составляет личную заслугу человека, так первое составляет его личную вину» (3). «Разумеется, в человеке существуют агрессивные импульсы, интерпретируем ли мы их как наследие, доставшееся нам от до-человеческих предков, или как нечто реактивное в духе психодинамических теорий. Однако агрессивные импульсы никогда не существуют per se, а всегда как нечто, по отношению к чему человек должен занять определенную позицию, по отношению к чему он постоянно занимает определенную позицию, выбирает ли он отождествление себя с ними или отделение себя от них. В этом случае значимо личное отношение к безличным агрессивным импульсам, а не сами эти импульсы… Фатализм, происходящий от преимущественного внимания к агрессивным импульсам… превращает их в алиби, в оправдание ненависти. Человек не перестанет ненавидеть, пока его учат, что ненависть создается импульсами и механизмами. Но это он сам ненавидит! (4)

Однако Виктор Франкл признавал, что бывают ситуации, когда вина или ответственность может быть коллективной: «Вина за вступление в некоторый коллектив. Здесь налицо личное решение, вследствие которого человек становится до известной степени также лично совиновным, например, если некая партия совершила преступления, предусмотренные ее программой. Однако при вступлении в партию в каждом отдельном случае нужно проверять, насколько человек подвергался давлению, не поступил ли он по принуждению, не по своей воле. Решать, кто, когда и какую ответственность несет — это, конечно, «вопрос деликатный». Во всяком случае, право осуждать другого принадлежит только тому, кто сам про себя может доказать, что сам бы он поступил иначе. Только тот, кто сам предпочел оказаться в концлагере, нежели поддаться чужому давлению,— только тот, собственно, может переломить шпагу над тем, кто сдался» (2).

1. Из выступления в Венской ратуше по случаю 50-летия присоединения Австрии к Германии в 1938 году (1988), цит. по книге Альфрида Лэнгле «Виктор Франкл. Портрет, (РОССПЭН, 2011).

2. V. Frankl «Der Will zum Sinn» («Воля к смыслу», 1991), цит. по книге Альфрида Лэнгле «Виктор Франкл. Портрет» (РОССПЭН, 2011).

3. V. Frankl «Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie» (Munchen, 1990).

4. В. Франкл «Человек в поисках смысла» (Прогресс, 1990).

Виктор Франкл (1905-1997), психолог, психотерапевт, основатель логотерапии, автор книги «Сказать жизни «да!» Психолог в концлагере» (Альпина нон-фикшн, 2015), которую надиктовал за 9 дней вскоре после освобождения.

читайте также Виктор Франкл, искатель смысла
Источник фотографий: GETTY IMAGES
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье