Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
Фото
Нина Брусникина

Взгляды, приоритеты, установки, привычки, которые рождают похожесть людей одного поколения, формируются в течение 10-12 лет. Теория поколений позволяет понять поведение и спрогнозировать, как люди одной поколенческой группы будут реагировать в тех или иных ситуациях на какие-либо действия извне. Поколения завершают цикл примерно каждые 80 лет.

Эти периоды называются по временам года: весна, лето, осень, зима. Весна — период интенсивного роста, лето — стабильности и некоторой стагнации, осень — начало перемен, зима — время кризисов. Мы живем в период «зимы», но он сменится «весной» примерно к 2024 году. Теперь давайте разберемся, как формируются поколенческие ценности.

Как формируются ценности

Поколенческие ценности остаются неизменными в течение всей жизни и формируются под влиянием следующих четырех факторов:

  1. Большие события, например Олимпиада-80 или Олимпийские игры в Сочи, полет человека в космос, теракты 11 сентября 2001 года. Эти события на слуху у всех детей не только двора, но и района, города, страны, мира.

  2. Посыл из окружающей среды: «выполнить пятилетку за четыре года», «голосуй или проиграешь», «поколение пепси», «кредит под проценты», «семейные ценности».

  3. Воспитание. В семьях разных поколений делаются акценты на разных вещах и используются разные ключевые слова. Раньше детей учили «быть храбрыми», теперь — «постоять за себя» и «быть лидером».

  4. Дефицит или то, чего не хватает поколению. Во времена СССР книги — дефицитный товар, поэтому поколения, жившие в те годы, до сих пор их ценит. Поколение современных детей хоть и растет во времена высоких технологий, но не получает достаточно живого общения, поэтому и стремится поделиться с миром каждым переживанием.

Конфликт поколений возникает из-за разницы совокупности этих факторов. Сегодня в России живут представители шести поколений.

Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
Фото
Нина Брусникина

Поколения

Чтобы не запутаться в названиях поколений, познакомим вас с 10-летним Даниилом (на иллюстрации выше — справа). Он представитель нового поколения Z, которое пока формируется. Для примера мы использовали средний возраст представителей поколений. Дяде Даниила 30 лет, родителям — 40, бабушке и дедушке — 60, прадедушке — 80, а соседу-долгожителю, с которым Даниил часто общается, — 97 лет.

Рожденные на границе поколений, с разницей +/- 3 года, так называемые Пограничники, обладают качествами сразу двух поколений. Самые активные поколения, с которыми мы чаще всего сталкиваемся сегодня, — три последних: Даниил (Z), его дядя (Y) и родители Даниила (X). Рассмотрим их подробнее.

Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
Фото
Нина Брусникина

Поколение Х (1964–1984)

Поколение X — самая многочисленная прослойка. Такие люди умеют адаптироваться к любым ситуациям, находить язык с разными группами и аудиторией. В детстве они оказались предоставлены сами себе: родители всегда работали. Свободное время X (мама и папа Дани) поводили на улице, поэтому все умели делать сами — приготовить, одеться, сделать уроки. Они приучены к мобильности и самостоятельности (кружки, секции, лагеря).

Представители поколения X выросли самостоятельными и ответственными. Успех для них — стабильная работа, машина, дом (квартира), семья и состояние «солнца», как в детстве.

Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
Фото
Нина Брусникина

Поколение Y (1985–2003)

Поколение социальных сетей часто имеет несколько смартфонов и много времени проводит в соцсетях. Потребитель Y (дядя Дани) знает, какой товар и по какой цене ему нужен. При этом ему все равно нужны рекомендации консультанта и реклама. Когда дело касается покупок, его «доверенное лицо» — интернет.

Y не торопятся начинать самостоятельную жизнь и обзаводиться собственным домом. Привычная модель жизни — съемное жилье, часто на несколько человек, зато в центре, — новая модель коммуналок.

Они не хотят концентрироваться только на решении профессиональных задач, как их родители, поэтому говорят о балансе работа–жизнь. Представители поколения Y совмещают учебу и работу с занятиями спортом, музыкой и другими увлечениями, так как стремятся найти себя и получить психологический комфорт, в том числе на рабочем месте. Престижная работа и высокая должность не самоцель. Они постоянно сравнивают себя с другими и испытывают неуверенность, волнуются из-за непонимания своего будущего из-за развития соцсетей.

Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
Фото
Нина Брусникина

Поколение Z (2004–2024)

Новое поколение правильнее назвать «домоседами». Дети все время находится под присмотром и практически никуда не ходят одни. Еще их называют «поколением национальной безопасности», потому что именно ей уделяют особое внимание в школах, детских садах, дома. Так они растут с ощущением небезопасности в обществе.

Они будут искать простое понятное счастье: создать семью, устроиться на хорошую работу. Поколение Z любит родителей, выстраивает близкие отношения, умеет заботиться, мечтает о собственной семье и детях. Ум — новый тред, поэтому Z много читают, изучают несколько языков и хотят развиваться в разных сферах. Они хорошо держат внимание на уроках и лекциях.

Как ведут себя три активных поколения X, Y, Z друг с другом и другими поколениями в различных областях жизни?

Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
Фото
Нина Брусникина

Информация о себе

  • Х — предпочитают закрывать личные данные и информацию о себе. Они боятся, что в любой момент все может стать достоянием общественности, нервничают по поводу доступа к соцсетям и компьютерам, как и Беби-бумеры (бабушки и дедушки Дани).

  • Y — относятся к информации иначе. Они считают важной частью жизни обмен информацией, а не ее защиту, но уделяют внимание и безопасности.

  • Z — спокойно доверяют пароли и ключи. Вот высказывание одной из мам: «Сын говорит: „Мама, вот тебе пароль от моих соцсетей, только не читай мои переписки“». И все! Она сказала: «Не буду», и он спокоен.

Деньги

  • Х — стремятся создать финансовую подушку безопасности для семьи и избегают кредитов.

  • Y — выросли во время потребительского бума и экономического роста, поэтому не умеют копить. Они позитивно воспринимают бренды и тратят много денег на шоппинг

  • Z — любят копить: на новые спортивные принадлежности, игрушки, книги и на благотворительность. Они уже знают что можно купить что-то бэушное, обменяться вещами, а не покупать новое. Z стремятся повысить финансовую грамотность и финансовую вовлеченность.

Система накопления Z многофункциональная, многозадачная. Сами они иногда просят денег в долг у родителей, но без процентов. А вот дают родителям с процентами, но не из меркантильных соображений.

Просто это установка современного общества с рекламных постеров — при пользовании кредитом плати процент

Z уже слышали про кризис и знают, что надо экономить. Они начали это делать, даже будучи детьми. Для них важнее не модель телефона, а технологии, не бренд одежды, а качество.

В их детстве появляется сильная научно-техническая составляющая. Дети играют в карточки, счета, QR-коды. Биткойны становятся популярными деньгами, все счета и транзакции прозрачны. Нас уже отучают от наличных, и скоро мы легко будем обходиться без них. В этом смысле нашим детям будет гораздо проще. Они уже сейчас с деньгами на «ты».

Пример

Даня пользуется банковской картой, откладывает все карманные деньги и копит на сигвей. Однажды мама сняла с Даниной карты деньги без спроса. Он очень расстроился, но она быстро все вернула и даже добавила тысячу от себя.

Дядя Даниила тоже иногда одалживает у племянника. Он тратит всю зарплату до последнего: снимает квартиру, обедает в ресторанах, одевается в бренды.

Родители мальчика откладывают деньги с каждой зарплаты, всегда хранят запас «на черный день». Они уже выплатили кредит за собственную квартиру и сейчас отдают за новую машину.

Соцсети

  • Х — хорошо себя чувствуют в соцсетях, предпочитают общаться больше со своими референтными группами и по профессиональным интересам. Странички часто закрыты.

  • Y — живут в соцсетях, для них главное — общение, тренды, обмен информацией и эмоциями.

  • Z — четко работают на рост аудитории своих страничек и видеоканалов, хотят создавать свои каналы, свою аудиторию.

Семья

  • X (1964–1984), родители Дани поколение поздних браков. Они долго ищут пару, сомневаются, поэтому много разводов, но когда находят своих, остаются с ними до конца.

  • Y (1985–2003), дядя Дани раньше начинают вступать в брак, чем Х. По статистике они чаще заключают браки в молодом возрасте, значит, рано готовы к семейным отношениям.

  • Z (2004–2024), Даня — достаточно высокие семейные ценности, в классическом понимании — одна семья на всю жизнь.

Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
Фото
Нина Брусникина

Работа

Если вы работаете с Х, помните: одна из важнейших ценностей для них — профессионализм, который подразумевает глубокие знания по теме, владение закрытой информацией, последними данными и новостями. Знать — единственный способ выживания на улице, где X проводили большую часть времени. Там им нужно было защитить себя в одиночку и самим разруливать конфликты. Именно по этой причине Х — лучшие переговорщики.

Они как ни одно другое поколение умеют находит общий язык с представителями разных социальных слоев и поколений

Если идете на деловую встречу с Х, будьте готовы к наезду — поколенческому ритуалу проверки вашей способности выдержать давление и показать, свой вы или чужой. Научитесь выдерживать первые 15 минут, будьте спокойны, не тушуйтесь, держите удар. Переключение поведения X показывает, что вы прошли тест и стали «своим».

Они хвалят мало. Все дело в том, что Х не нуждаются в оценке успешности извне, в их картине мира главный оценщик — они сами и значимые для них лица. X не особо интересует чужое мнение и не понимает, зачем его оценка может понадобиться другим. Вдобавок после улицы X подозрительно воспринимают комплименты как скрытый наезд. Представители поколения Х недодают похвалы, так как выстроили высокую внутреннюю планку, как для себя, так и для других.

Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
Фото
Нина Брусникина

Поколение Y больше всего ценит психологический комфорт и свободу. Они — фрилансеры, предпочитающие гибкий график другим плюсам. Такие люди считают, что регулярная смена работы — норма. Главное — формировать себя как специалист, а в каких компаниях — неважно. На рабочем месте предпочитают лидерство, а не руководство.

Они выросли в мире ярких красок и эмоций и избегают монотонной, рутинной работы. В офисе они чувствуют себя неуютно, именно поэтому рабочие места продвинутых компаний такие яркие и необычные. В такой обстановке поколение Y чувствует себя в своей тарелке.

Y трудно переживают конкуренцию, так как постоянно сравнивают себя с другими в соцсетях

Для X работа — поход на войну, где надо бросаться на амбразуру, совершать подвиги. Для Y — место самореализации и творчества. Начальники X гиперответственны, поэтому им сложно принимать срывы дедлайнов от подчиненных Y.

Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
Фото
Нина Брусникина

Поколение Z пока слишком маленькие, и мы не знаем точно их поведение в офисе и в команде, мотивации и карьерные цели.

Пример

Родители Дани работают в крупных частных компаниях, стремятся получить признание своей работы в виде премии и оценки от значимых для них людей, а не похвалы от босса.

Дядя Дани — журналист-фрилансер, который пишет о путешествиях. Он любит получать отзывы на свои статьи в соцсетях и переживает, когда начальник его критикует, что снижает рабочую мотивацию.

Сам Даня собирает деньги и переживает только о том, чтобы родители его не ругали.

Успех

Что такое успех для разных поколений?

  • Для X — не только материальные, внешние атрибуты, но и внутреннее состояние: семья, друзья.

  • Для Y — желание приносить пользу.

  • Для Z — простые удовольствия и счастье. Они не верят в светлое будущее, не видят смысла для обогащения и построения карьеры. Единственный страх, который ими движет, — не оправдать надежд своих родителей.

В статистике миллиардеров и миллионеров поколенческая специфика прослеживается очень четко. Мы анализировали, из каких поколений больше всего вышло долларовых миллионеров, изучали список Forbes — сотню и 400, в России и в мире. Так вот, больше всего финансово успешных людей среди Пограничников. Наше объяснение причины таких данных они изначально умеют взаимодействовать на языках нескольких поколений.

Еще одно поколение, среди которого много миллиардеров, — Беби-бумеры (бабушки и дедушки Дани). Они трудяги. Намерение быть финансово и материально успешными соответствует их ценностям, что они и воплощают в жизнь.

В целом в предпринимательство вообще идет не так много людей, а миллиардерами из них становится 1% населения. Что влияет на их появление? Определенная экосистема и среда. Нужно создавать условия для частного бизнеса, ролевые модели. Нелюбовь к богатым — не поколенческая история, а ментальность.

Общение между поколениями

Чтобы лучше понимать друг друга, нужно быть более внимательными и эмпатчными: больше общаться, слушать.

Как общаться с…

  • Х — уважать их профессионализм, спрашивать мнение.

  • Y — хвалить и создавать более позитивный мир.

  • Z — объяснять, обсуждать и приводить аргументы.

Евгения Шамис
Евгения Шамис

Автор книг, генеральный директор Sherpa S Pro, основатель и координатор проекта«RuGenerations — Теория поколений в России», сооснователь воркшопа «Инновации и кластеры: бизнес-возможности»

Личный сайт

Все хотят узнать про Миллениумов: какие они, что могут сейчас и что станут делать дальше? Как благодаря им мир будет развиваться в ближайшем будущем? Эта книга — первая и уникальная попытка авторов на основе многолетних отечественных исследований обозначить общие ценности поколения Миллениум. Если вы Миллениум, то узнаете из книги свои сильные стороны и области развития. Если Миллениум в вашей семье, поймете, как выстраивать с ним отношения. Если Миллениумы — ваша целевая аудитория, научитесь говорить на их языке и станьте для них привлекательными и понятными.

Евгения Шамис, Евгений Никонов «В семье не без Миллениума. Что делать поколению, которое меняет мир»
Реклама. www.chitai-gorod.ru