Как не допустить синдрома самозванца у ребенка

С каждым годом все больше и больше отличников страдает от синдрома самозванца. Уже в младшей школе дети признаются, что не хотят ходить в школу из-за страха учиться недостаточно хорошо. К старшим классам многие описывают симптомы, характерные для синдрома самозванца.

Родители, которые сами страдают от него, боятся случайно вызвать его у детей. Этот синдром был впервые описан в 80-х годах доктором Паулиной Розой Кланс. Она выделила основные симптомы, которые вместе причиняют человеку страдания и мешают нормальной жизни.

Синдрому самозванца подвержены те, кто добился значительных высот; такие люди объективно успешны, но не ощущают этого. Они чувствуют себя мошенниками, которые не по праву занимают чужое место, и приписывают свои достижения удаче, а не таланту. Даже когда таких людей хвалят, они считают, что эта похвала незаслуженна, и обесценивают ее: им кажется, что если бы люди посмотрели внимательнее, то увидели бы, что он или она на самом деле ничего из себя не представляет.

Как родители вызывают в детях синдром самозванца?

Родители оказывают большое влияние на формирование этого синдрома в детях. Согласно исследованиям доктора Кланс, на многих ее взрослых пациентов с этим симптомом оказали губительное влияние посылы, заложенные в детстве.

Есть два типа таких посылов. Первый — открытая критика. В семье с подобными посылами ребенок сталкивается преимущественно с критикой, которая учит его: если он не идеален, остальное не имеет значения. Родители не замечают в ребенке ничего, кроме отклонения от недостижимых стандартов.

Доктор Эскаланте приводит в пример высказывание одной из пациенток: «Ты не закончил работу, пока не сделал все идеально». Доктор психологии Сюзанна Лоури акцентирует внимание на том, что синдром самозванца не равен перфекционизму. Очень многие перфекционисты не добиваются ничего, выбирая работы, на которых меньше риск сделать что-то неправильно.

Люди с этим синдромом — это перфекционисты, которые добились высот, но до сих пор чувствуют, что занимают место не по праву. Психолог пишет: «Постоянная конкуренция и критичное окружение вызывают в таких людях синдром самозванца».

Родители убеждают ребенка: «Ты можешь делать все, что захочешь», но ведь это не так

Есть и другой тип посылов, с помощью которых родители вызывают у детей чувство несоответствия. Как бы странно это ни было, вредны и абстрактные похвалы.

Чрезмерно хваля ребенка и преувеличивая его достоинства, родители создают недостижимый стандарт, особенно если не акцентируют внимания на конкретике. «Ты самый умный!», «Ты самый талантливый!» — посылы такого рода вызывают у ребенка ощущение, что он должен быть лучше всех, заставляя стремиться к идеалу.

«Когда я разговаривала с доктором Кланс, — пишет Элисон Эскаланте, — она сказала мне: «Родители убеждают ребенка: «Ты можешь делать все, что захочешь», но ведь это не так. Дети могут многое. Но есть и то, что у них не получается, потому что невозможно всегда преуспевать во всем. И тогда дети чувствуют стыд».

Например, начинают скрывать от родителей хорошие, но не отличные оценки, потому что боятся разочаровать их. Попытки скрывать неудачи или, хуже того, недостаточный успех вызывают в ребенке чувство несоответствия. Он начинает ощущать себя обманщиком.

Что родители могут сделать, чтобы избежать этого?

Противоядие от перфекционизма — быть достаточно успешным в чем-то. Это сложно. Тревожность часто создает ложное впечатление, что ошибки делают нас хуже. Тревожность могут уменьшить родители, если они признают, что ошибки — не конец.

«Помогите ребенку увидеть, что ошибка — не проблема; ее всегда можно исправить», — советует доктор Кланс. Когда ошибка служит доказательством того, что ребенок пытается и учится, а не приговором, синдрому самозванца негде укореняться.

Недостаточно одного умения переживать ошибки. Важно также хвалить ребенка за конкретные вещи. Хвалите за старание, а не за то, что вышло в итоге. Это хороший способ повысить его уверенность в себе.

Даже если итог кажется вам не очень удачным, найдите и достоинства, например, вы можете отметить усилия, которые ребенок вложил в работу, или прокомментировать красивое сочетание цветов на рисунке. Слушайте ребенка серьезно и вдумчиво, чтобы он знал: вы слышите.

«Внимательно слушать, — пишет Эскаланте, — необходимо, чтобы дать детям уверенность в том, что их замечают. А люди с синдромом самозванца прячутся под маской, и это две полные противоположности».

Лучший способ предотвратить появление такого синдрома у детей — сделать так, чтобы они чувствовали себя любимыми и нужными, считает доктор Кланс.


Об авторе: Элисон Эскаланте — детский врач, участник программы TEDx Talks.