«Оценки — не главное»: о чем стоит задуматься родителям школьников
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Проблема

«Наконец-то каникулы!» — облегченно вздохнула одна мама в родительском чате. Остальные участники дружно ее поддержали. Но почему родители радуются каникулам больше детей? Потому что хотя бы на неделю можно взять передышку: не тревожиться об успеваемости, не контролировать домашние задания, не делать их вместе с ребенком.

Пока в родительских головах живет связка: «хорошая учеба = хороший вуз = успешная жизнь», переживания за успеваемость никуда не денутся

Но чем больше родители тревожатся из-за оценок и стремятся контролировать школьника, тем меньше у него желание учиться. А чем меньше желания — тем больше переживаний.

Советы

Чтобы разомкнуть этот круг, попробуйте посмотреть на учебу как на процесс, который задуман не только ради оценок. Образование, особенно школьное — это познание мира вокруг и поиск своего места в этом мире.

1. Составьте список целей

Только не нужно писать, например: «Хочу, чтобы мой ребенок окончил школу с золотой медалью». Медаль — это не цель, а средство на пути к ее достижению. И вполне возможно, что именно вашему ребенку она ни к чему.

Не стоит также ставить целью отличную успеваемость, просто потому, что оценки — слишком субъективный фактор и не всегда оценивают именно знания.

К каким ориентирам стоит идти? Например, можно написать:

  • «Хочу воспитать своего ребенка самостоятельным»,

  • «Хочу, чтобы он научился думать и анализировать»,

  • «Хочу, чтобы он не боялся осваивать новое».

2. Подумайте, как их достичь

Например:

  • поддерживать ребенка в его порывах сделать все самому,

  • не вмешиваться в процесс выполнения домашнего задания, даже если кажется, что он сделает все не так,

  • обсуждать (именно обсуждать!) спокойным тоном причину плохой оценки,

  • не зацикливаться на его неудачах.

3. Оцените себя

После того, как цели и пути их достижения прописаны, подумайте — а насколько вы сами этого достигли?

  • Насколько вы самостоятельны в принятии решений?

  • Умеете ли анализировать информацию?

  • С какими чувствами беретесь за выполнение новых задач?

Оцените себя по каждому написанному пункту в процентах и подумайте — чего не хватило именно вам, чтобы стать такими? Или же наоборот — что вам помогло такими стать?

Список не нужно обсуждать с ребенком. Пусть он останется вашим ориентиром в тех ситуациях, когда вы не будете знать, как поступить. Список поможет помнить о главном — для чего вы поступаете так, а не иначе.

Вывод

Школьная пора — замечательное время, когда можно заложить не только знания физики и математики, но и полезные навыки и умения. Именно последние помогут найти свое место в жизни и стать успешным. А физику можно и забыть после вручения аттестата.

Мария Швецова
Мария Швецова

Педагог, игропрактик, специалист по техникам эффективного обучения, автор и ведущая курса для родителей школьников по поддержанию мотивации к обучению

Личный сайт