«Воздержание усиливает желание?»: как устроено либидо — размышления культуролога
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Грани либидо

Удовлетворение достигается оргазмом, но желание превращает близость в череду ускользаний, длительную игру, которая торопит наслаждение — и вместе с тем силится его отдалить. Этим эротика, как сфера человеческого желания, отличается от животного инстинкта. Сексуальная жажда ищет скорейшего утоления. Эротическое желание, напротив, ищет утоления, чтобы еще больше жаждать. Хитрость — не только в том, чтобы обходить преграды, но и в том, чтобы расставлять их перед собой.

В этой связи возникает вопрос: действительно ли культура враждебна эротике — или, напротив, сама ее создает и усиливает, превращая из простой природной сексуальности в искусство запрета и соблазна? Подавление желания есть способ его усиления.

Желанная женщина одевается — и делается еще более желанной, причем сами эти покровы, усложняя путь сексуальному влечению, безгранично расширяют его область. В результате эротизируется все, вплоть до книги, которую читает желанное существо, или города, в котором оно живет. Закрытая или полуприкрытая дверь в комнату, занавеска, принадлежность другому сословию или чуждой системе убеждений, каждое слово и интонация, даже гримаса, неловкость, «некрасота» — все это пронизано иронией возбуждающего намека, оттесненного секса и побеждающего эроса.

Нашу цивилизацию можно рассматривать как грандиозную игру либидо с самим собой, систему его возрастания через подавление

Классический фрейдизм связывает цивилизацию с неврозом и определяет человека как невротическое животное. Но, на мой взгляд, самоподавление желания — признак его здоровья, владения собой. Только слабая эректильная функция вызывает скорейшую оргазмическую разрядку, потому что не может выдержать долгого напряжения. Способность к многогранному и многоступенчатому наслаждению включает в себя и искусство воздержания.

Либидо делится на две силы, которые играют между собой, торопят и замедлят кульминацию. Все время идут, переплетаясь, две синусоиды, две волны: усиления и сдерживания. Желание питает наслаждение и вместе с тем недокармливает, чтобы держать его взнузданным, не дать понести и опрокинуть себя в бездну оргазма, желанного и убийственного для них обоих. Желание наслаждения — природный импульс. Наслаждение самим желанием — приобретение культуры.

Писатели о желании

Для Зигмунда Фрейда существовало только индивидуальное бессознательное, Карл Густав Юнг открыл более глубокий слой коллективного. Нельзя ли говорить об эротосфере как о коллективном либидо в том же смысле, в каком основоположник аналитической психологии говорит о коллективном бессознательном?

Мишель Уэльбек

Общество рекламно-эротическое, в котором живем мы… стремится к организации желания, к его разрастанию в неслыханных масштабах, удерживая его удовлетворение в пределах интимной сферы. Чтобы такое общество функционировало, чтобы соревнование не прекращалось, необходимо приумножать желание, нужно, чтобы оно, распространяясь, пожирало человеческую жизнь.

Конрад Лоренц

Люди теряют способность вкладывать тяжелый труд в предприятия, сулящие удовольствие лишь через долгое время. Отсюда возникает нетерпеливая потребность в немедленном удовлетворении всех едва зародившихся желаний. Эту потребность в немедленном удовлетворении, к сожалению, всячески поощряют производители и коммерческие предприятия, а потребители удивительным образом не видят, как их порабощают «идущие им навстречу» фирмы, торгующие в рассрочку.

Способы борьбы с желанием

1. Подавлять

Аскетический путь святых, мудрецов и подвижников: отказ от желаний и внешних соблазнов, ведущих к пороку и страданию, владение собой.

2. Утолять

Гедонистический путь: удовлетворять все возникающие желания, разряжать их энергию, снимать на их пути все препятствия, ведущие к неврозам.

3. Усиливать

Производительный, креативный путь, между этими двумя крайностями, аскезы и гедонизма: взращивать и пестовать желания, не давать им полной разрядки, но использовать их энергию для творческих свершений. Именно этот путь по преимуществу избрала западная цивилизация. Вообще рост цивилизации возможен именно в силу растущих «ножниц» между желанием и наслаждением.

Что в итоге

И аскетика, и гедонизм предлагают уравнение желания и наслаждения, либо на нулевом уровне (отказ от желаний), либо в порядке прогрессии (желание переходит в чувственное наслаждение и сполна реализуется в нем). Для построения цивилизации в обоих случаях не остается движущей энергии.

Рост энергии происходит при усилении желания — и невозможности его удовлетворить. Такая энергия, не разряжаясь в физических актах, и создает культурные ценности. Но эти культурные ценности, включая власть запретов и отрезвляющий «принцип реальности», в свою очередь ведут к усилению желания, которое само создает препятствия для своего утоления.

Либидо — своего рода вечный двигатель, который разгоняется силой своего торможения

Отсюда многие парадоксы цивилизации, которая в этом отношении напоминает сладостную и мучительную игру либидо: устремляется к разрядке желания и вместе с тем бесконечно оттягивает ее.

Многомерный мир любви раскрывается в книге Михаила Эпштейна с энциклопедической широтой и лирическим вдохновением. С предельной откровенностью говорится о природе эротического и сексуального, о чувственных фантазиях, о таинствах плотского знания. Книга богата афористическими определениями разных оттенков любовного чувства. Автор рассматривает желание, наслаждение, соблазн, вдохновение, нежность, боль, ревность, обращаясь к идеям диалогической и структуральной поэтики, экзистенциальной психологии, философской антропологии. Большое внимание уделяется анализу языка любви.

Михаил Эпштейн «Любовь. Вдохновляющее путешествие по многогранному миру любви»
Реклама. www.chitai-gorod.ru
Михаил Эпштейн

Философ, культуролог, профессор университета Эмори (США), автор статей, эссе, интернет-проектов и книг