Александр Колмановский
Специалист по семейным и детско-родительским отношениям.

12-летняя дочь поселилась в «ТикТоке», выкладывает с подружками видео какой-то ерунды, которые набирают бешеное количество просмотров. Говорит: «Стану звездой интернета». Может, я отстала от жизни, но опасаюсь, что не те ценности у ребенка «вырастут».

Елизавета, 36 лет

Это проблема не только вашей дочки, это общая большая проблема. Сейчас существование детей в виртуальном пространстве часто оправдывают тем, что они овладевают технической стороной новой «цифровой» жизни. Может, оно и так, но это не умаляет того огромного урона, который наносится социализации.

Виртуальные отношения поддерживать гораздо легче: не надо следить за своей интонацией, мимикой. И это сильно ослабляет социальные навыки: такому человеку в живом диалоге будет труднее владеть собой, сдерживать эмоции. Но, хотим мы или нет, жизнь все больше перетекает туда, в интернет.

Каковы бы ни были стратегические последствия этого процесса для наших детей и их социализации, противостоять ему невозможно. Поэтому надо дозировать. Отводить ребенку какое-то время для гаджетов. Какое именно время, стоит обсудить с ребенком, чтобы это было взаимным компромиссом. Дети будут требовать три часа, родители предложат полчаса, в конце концов сойдутся на чем-то среднем.

И очень важно, чтобы дальше родитель не рассчитывал на сознательность ребенка: «Раз мы договорились, изволь придерживаться уговора». Надо понимать, что ребенок этого не может и не будет делать. Поэтому постарайтесь не обижаться на дочь, когда вы, Елизавета, входите в комнату, а девочка все еще «там». «Как же так! Мы договорились на час, а ты три часа сидишь в ТикТоке».

Надо, когда закончилось время, самой зайти к ребенку и сказать, что все, наступил дедлайн. А еще лучше сделать это за 5–10 минут до дедлайна. Когда что-то лакомое заканчивается не одномоментно, а с некоторым упреждением, ребенку легче это принять.