Елена Вроно
Детский и подростковый психотерапевт, суицидолог, автор книг.

«Дочери 11 лет. Есть переживания, страхи по поводу взросления. Не знает, что значит быть взрослой. Как ей это объяснить, чтобы это ее и успокоило, и аргументы были по возрасту?»

Неля, 43 года

Неля, давайте сначала поговорим о причинах переживаний. Они могут быть разными. Возможно, тревогу у девочки вызывает то, что она не знает, каково это, быть взрослой. Но возможно также, это лишь предлог, чтобы поговорить о том, что ее пугает на самом деле. Или она родилась тревожной личностью.

В последнем случае лучше бы проконсультироваться со специалистом. Но до этого нужно себе уяснить, что тревожной личности легче существовать, когда соблюдаются следующие правила. Ее жизнь должна по возможности быть предсказуемой, чтобы было известно, что будет завтра.

Был старый рисованный мульт­фильм про девочку, которая собирает ягодки: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю». Это описание того, как должна быть устроена жизнь тревож­ной личности: пошагово, без далекоидущих планов. Сегодня делаю то-то. Завтра я знаю, что меня ждет, и я готова подумать о том, что будет послезавтра. Но не дальше.

Во-вторых, важно, чтобы любые перемены были точно так же предсказуемы

Если меняются планы, то, какой бы ни был ребенок, его не ставят перед фактом — его нужно предупредить. Например, объяснить, почему мы собирались к бабушке завтра, а поедем послезавтра. Не полениться и потратить на объяснение несколько минут.

Наконец, проблема может скрываться совершенно в другом. Мы должны отдавать себе отчет в том, что ребенок изучает жизнь с нас, взрослых, его родителей. И вполне вероятно, что повышенную тревожность проявляете вы сами и ею невольно ребенка заражаете. И тогда консультация психолога требуется не ребенку, а вам, Неля.