Инна Чиркова
Детский, семейный психолог, психодрама-терапевт

Хочу помочь свои внукам быть хоть немножко счастливыми, но у меня ничего не получается. Приезжаю к ним раз в неделю, чтобы купить гостинцы и сходить на прогулку. На дорогу уходит полдня — так бы ездила гораздо чаще.

Мне очень страшно видеть, что происходит у них в семье. Папа трезвый не бывает никогда. Мама более-менее адекватная. Но сегодня с перегаром, а неделю назад встать с кровати три дня не могла (супруг постарался на глазах у детей).

Старшему 11 лет, среднему 9 лет и двоим по 7. Сын употребляет наркотики больше 20 лет. С перерывами максимум на полгода. Он давно не похож на человека, и я сама его боюсь. Он часто злой и агрессивный. Распад личности произошел давно. И особенно сильно это стало заметно в последний год.

Возможно, дети привыкли к такому, но что с ними будет дальше? Мама бороться с ним не хочет совсем. Только твердит, что ему надо лечиться… Но ведь он этого не хочет. Я ее неоднократно умоляла снять побои, написать заявление, сдать его в психушку… Бесполезно. Говорит: «Он отец моих детей, и я этого не сделаю никогда».

Видимо, ее устраивает такая жизнь, и работать она не будет — привыкла дома сидеть. Сын ворует, приносит домой алкоголь, сигареты, продукты… По ночам у них до утра драки, крики, разборки (со слов соседей). Дети по ночам не спят, соответственно, в школу не идут.

Два года назад я обратилась в опеку. Но сын и его жена в свою очередь перевернули все против меня — будто я внуков хочу отправить в детский дом. Год я не могла общаться с детками.

Родителей исправить невозможно. Знаю, что просто обязана помочь внукам. Дети сидят в прокуренной квартире и не видят свежего воздуха. Старший гуляет самостоятельно. Пытаюсь убедить временно устроить их в школу-интернат. Возможно, там им станет гораздо лучше. Надеюсь, что сумеете меня как-то поддержать и что-нибудь посоветовать в моей непростой ситуации.

Алиса, 61 год

Алиса, ситуация очень грустная. Я сочувствую детям и разделяю ваши переживания за их судьбу. Важно, что вы не сдаетесь и пытаетесь им помочь. У вас есть положительные результаты: год за семьей наблюдали органы опеки, а значит, этот год было более-менее благополучным для детей. И, возможно, стоит повторить попытки достучаться до опеки. Но как могут органы опеки влиять на окончательно разложившуюся личность вашего сына и зависимую от него жену, мать ваших внуков? Жизнь детей от визита до визита социальных работников протекает в ужасных условиях.

Вы пробовали предложить вариант с оформлением детей в интернат. Интернат, конечно, лучше, чем голодное, беспризорное положение. Но кто будет оттуда их забирать, родители? И куда? Опять в прокуренный дом? 

Сын и его супруга превратили ваше желание помочь в попытку отдать их детей в детский дом. Вы испугались таких обвинений. Но как еще можно представить себе реальную помощь детям? Да, очень страшно звучат слова о лишении родительских прав. Но взрослые люди не выполняют свои обязанности и сами лишают детей прав на обучение и здоровье.

Попробуйте разобраться в себе: что останавливает вас от выбора такого решения? Вы боитесь, что про вас подумают? Но как вы будете себя чувствовать, когда четыре ребенка войдут во взрослую жизнь искалеченными и сломанными?

Я очень сочувствую вам. Посоветуйтесь с теми, кому вы доверяете. Прислушайтесь к себе: на какие действия у вас хватит сил? Выберите решение, которое успокоит вас и поможет детям. 

Кстати. Соседи говорят о скандалах и драках, их устраивает такое положение дел? Возможно, стоит привлечь участкового, так как проблемы этой семьи могут выйти за ее пределы и создать угрозу для порядка и безопасности окружающих? Может, такой вариант заставит власти побеспокоиться за ваших внуков.

Сил вам, здоровья! Как хорошо, что у детей есть бабушка, которая о них беспокоится!