Иван Веселов
Психолог-консультант, гештальт-терапевт

Я год как пишу стихи и получаю на них весьма неплохие отзывы, но сама не верю, что делаю это хорошо. Если вдруг вижу, что у кого-то получается лучше, чем у меня, то приступ депрессии (прошу прощения за это слово) на пару дней мне обеспечен. Это не ощущение зависти, нет, напротив: я могу радоваться за человека, искренне восхищаться им и его талантом, но в глубине души сразу начинает зудеть: «Вот видишь, как надо? Сравни теперь со своей писаниной, она никуда не годится!» 

То я пишу глупости, то заумь, то длинно, то коротко, то… Это можно перечислять до бесконечности. Если раньше я получала удовольствие от самого процесса написания стихотворения или, к примеру, какой-то зарисовки, то теперь я буквально не могу усадить себя за стол — тревога поднимает голову раньше, чем появляется осознанный замысел. Все ограничивается в лучшем случае несколькими строчками, иногда даже незарифмованными. Мне кажется, что если не родилась сразу Цветаевой, то и писать не стоит, что я бездарность или обычный рифмоплет, каких много. И к этой мысли меня никто не подводил, я ухитрилась дойти до нее своими силами.

Скажите, пожалуйста, можно ли как-то выйти из этого состояния и перестать искать вечного одобрения окружающих? Я осознаю, что мастерство приходит с практикой и опытом, но вот до практики-то как раз дело такими темпами и не доходит. Я как постоянно сжатая пружина, которая уже не может распрямиться.

Анастасия, 20 лет

Анастасия, спасибо за ваш вопрос. Давайте попробуем внимательно исследовать то, о чем вы пишете. С одной стороны, вы спрашиваете, как перестать искать вечного одобрения окружающих, но в то же время упоминаете, что, получая неплохие отзывы о своих стихах, не верите, что пишете хорошо. Получается, что признание окружающих имеет для вас весьма ограниченный эффект, что у вас свои высокие стандарты требований к творчеству.

В психологии такое явление получило название эффект Даннинга — Крюгера: у людей, только начинающих заниматься каким-то делом, обычно больше уверенности в себе и своих компетенциях, однако по мере накопления знаний и опыта эта уверенность падает, происходит «встреча с реальностью». Это падение описывается метафорой «от пика глупости в долину отчаяния». Весь вопрос в том, как человек на эту встречу с реальностью реагирует. 

Когда ребенок познает мир и пробует свои силы, ему важно получить опыт: «То, что я делаю, — хорошо». Этот опыт он получает из отношений со значимыми взрослыми, когда у него есть достаточно поддержки в том, что делает. В результате у ребенка развивается уверенность в своих силах, он не боится пробовать и экспериментировать, а в сложностях и неудачах видит точки развития.

Если же ошибки ребенка критикуются или высмеиваются, то он получает опыт, что надо избегать таких ситуаций, потому что они угрожают его связи с важными людьми. Его любопытство и возбуждение блокируется чувством стыда за собственное несовершенство. В дальнейшем этот опыт переносится на взрослую жизнь.

Человек неосознанно старается избегать сложностей и делать не то, что нравится самому, а то, за что можно получить одобрение

Удовольствие от процесса уходит на второй план. Главная цель — получить одобрение от результата. В итоге человек попадает в ловушку: я хочу что-то сделать и получить одобрение, но я боюсь сделать плохо и быть отвергнутым. Жизнь превращается в вечный круг поисков одобрения и избегания отвержения.

Если в вашем занятии творчеством присутствует такой мотив, как поиски одобрения, то важно понять, какого одобрения вы ищете, в чем ваш дефицит? Какая у вас цель занятий поэзией и какую потребность вы пытаетесь таким образом удовлетворить? Подумайте, чей это голос, который так часто вас критикует? Чего он от вас хочет? Поразмышляйте, кому он может принадлежать. Это может быть кто-то из значимых людей в вашей жизни: родители или кто-то из учителей. 

Попробуйте мысленно войти в диалог с этим человеком. Поблагодарите его за критику, скажите, что она помогает вам видеть свои точки роста и понимать, к чему стремиться. Потом скажите ему о своих чувствах, о том, что вам было важно получать от него еще и поддержку. Что даже если у вас пока не все получается так, как хотелось бы, для вас все равно ценно то, чем вы занимаетесь, и вы хотите делать это с удовольствием. 

Подумайте и найдите слова, которые вам бы хотелось услышать от этого человека. Это могут быть слова «я в тебя верю, так здорово, что у тебя есть любимое дело, и у тебя обязательно получится» или другие, которые кажутся вам важными. После этого вы сможете сделать этот внутренний голос своим союзником и той частью себя, которая будет вам помогать и заботиться.

Желаю вам творческих успехов и удовольствия!


Авторы этой книги изучали проблему перфекционизма более 20 лет (да и сами в прошлом стремились к «нездоровому совершенству») и убедились: перфекционизм токсичен. Иными словами, перфекционист постоянно себя унижает и заставляет испытывать стресс. Это, в свою очередь, приводит к эмоциональному выгоранию и серьезным заболеваниям. Но обуздать это стремление к сверхсовершенству — очень трудно.

В этой книге вы найдете более 50 практик, которые избавят вас от чрезмерного перфекционизма: помогут лучше распоряжаться своим временем, фокусироваться на важном, научиться «жить с ошибками».

Мартин Энтони, Ричард Свинсон «Не пытайтесь сделать все идеально: стратегии борьбы с перфекционизмом»
Реклама. new.chitai-gorod.ru