psyhologies.ru
тесты

«Они не сдадут ЕГЭ!» Взрослые, хватит терроризировать детей

Запуганные, на грани истерики родители, изможденные дети… Выпускной класс и подготовка к ЕГЭ практически не оставляют шансов на приятное послевкусие от «школьных лет чудесных». Александра Галимова, мать троих детей, рассказала, каким кошмаром оборачивается последний школьный год для всей семьи.
«Этот страшный ЕГЭ»

Мой старший сын окончил школу в прошлом году. Когда я спросила его, чем ему запомнился последний класс, он ответил: «На нас ужасно давили». И я понимаю, что он имеет в виду.

Школа и так не самое позитивное место, а в выпускном классе начинается настоящая массовая истерия, выдержать которую детям очень трудно. Они одиннадцать лет жили в одном и том же режиме и подчинялись одним и тем же правилам. За это время у юношей появились усы, а у девушек – взрослые округлости. Они успели пережить первую любовь и попробовать сигареты и алкоголь. Но они только кажутся взрослыми. И им очень страшно, потому что от них требуют определиться с будущей профессией и вузом и они должны хорошо сдать ЕГЭ.

Выбрать будущую профессию непросто, особенно если у ребенка разнообразные интересы. Сын много лет занимался рисованием. Говорил, что будет архитектором. В старших классах вдруг увлекся языками, а рисование забросил.

Эти большие дети нуждаются в поддержке взрослых даже больше, чем первоклассники. Но их близкие поглощены собственными переживаниями: что скажет «княгиня Марья Алексевна», если их деточка не поступит в престижный вуз, сдаст ЕГЭ хуже сына соседки или вовсе не сможет поступить на бюджетное место и отправится в армию.

Школе не до чувств детей. Руководство озабочено рейтингами, учителя переживают за стимулирующую выплату к зарплате

Мой сын – интроверт. Он не любит, когда лезут в душу, расспрашивают, как дела в школе. Но в выпускном классе мы почти каждый день пили с ним вечером чай на кухне и говорили о его планах. Он сам этого хотел. Этот ужасный ЕГЭ нас очень сблизил.

Многие старшеклассники не справляются с психологической нагрузкой. Новости о самоубийствах выпускников не редкость в мае-июне. И это страшнее армии и ПТУ. Убитые горем родители не понимают, почему случилась беда. Просто дорогие репетиторы и прочие финансовые вливания не могут заменить поддержку близких и ни один школьный психолог не поймет вашего ребенка лучше, чем вы сами.

Школе не до чувств детей. Руководство озабочено рейтингами. Учителя переживают за стимулирующую выплату к зарплате, которая зависит в том числе от результатов ЕГЭ. И в отместку за свои переживания учителя издеваются над детьми. Традиции у нас такие. Дедовщина.

«Этот страшный ЕГЭ»

Я уже вижу, как в меня летят камни: да как я могу говорить такое об учителях-энтузиастах, которые вкладывают в детей душу? Могу, потому что ни за что не поверю, что учитель математики на каждом уроке твердила моему сыну и его одноклассникам: «Вы не сдадите ЕГЭ!» с добрыми намерениями. И это при том, что ни один ученик школы ни разу за всю недолгую историю существования ЕГЭ не завалил экзамен по математике.

В программе любого педагогического вуза есть курсы общей, возрастной и педагогической психологии. Но в современной школе своя, особая психология. Здесь не принято поддерживать и мотивировать. А вот пугать и унижать в порядке вещей.

Ночью мамы и папы просыпаются в холодном поту. Им снится страшная тетка, которая кричит: «НЕ-СДА-ДУТ!»

В этот страшный год свою порцию запугиваний получают и родители выпускников. Родительских собраний становится все больше. Обстановка на них торжественна и печальна. Классные руководители мечутся по рядам и отмечают присутствующих. Происходящее напоминает если не концентрационный, то пионерский лагерь.

Слово берет заместитель директора. Долго и нудно она читает выдержки из каких-то невероятно важных документов, которые не воспринимаются на слух. И от этого они еще страшнее. Ясно одно: конец света близок. И в этом году ЕГЭ еще ужаснее, чем год назад! Все вздыхают и перешептываются, но слезы берегут до мая. Сколько их будет пролито, когда начнутся экзамены….

Может быть, классный руководитель как-то подбодрит оробевших родителей? Как бы не так! Успеваемость отвратительная! Посещаемость безобразная. Дети ЕГЭ не сдадут! И так много раз за собрание: НЕ-СДА-ДУТ!

После собрания родители плетутся домой, где их ждут замученные учителями и репетиторами дети. Угадайте, о чем они беседуют за ужином? Ночью мамы и папы просыпаются в холодном поту. Им снится страшная тетка, которая кричит: «НЕ-СДА-ДУТ!»

Школьный кошмар родителей длится два часа и повторяется каждые два-три месяца. А дети ходят в школу каждый день. И с ними не церемонятся.

Они ваши любимые дети. И это на всю жизнь, а все остальное проходит. И ЕГЭ тоже пройдет

Уважаемые родители, очнитесь. Вы же взрослые люди, которые женились и разводились, меняли места работы и сферы деятельности. Многих из вас увольняли с работы и выгоняли из вузов. И вы не только остались живы, но встали на ноги и заработали на машины, квартиры и образование детей. Вам ли не знать, что трудности делают нас сильнее, а безвыходных ситуаций не бывает?

Расскажите о своем опыте детям. Объясните, что все не так сложно и плохо. Скажите им, что они справятся, что вы в них верите и что поддержите их в любом случае: и если они поступят в МГИМО, и если не сдадут ЕГЭ с первого раза. Потому что они ваши любимые дети. И это на всю жизнь, а все остальное проходит. И ЕГЭ тоже пройдет.

Мой сын не поступил на факультет мечты. Он хотел стать востоковедом-японистом, но ему не хватило нескольких баллов. Да, он расстроился, но жизнь не закончилась. Он изучает международные отношения, а выучить японский еще успеет.

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Glikeria   
    1 неделю назад

Это взгляд родителя, а вот вам взгляд учителя и зам.директора в одном лице. Истерия в школе в связи с ЕГЭ? Пожалуй, да, соглашусь. Но, поверьте, «потерпевшая» сторона здесь не только родители и дети, но и учителя. «Запуганные, на грани истерики родители, изможденные дети…» Это про ответственных родителей, что волнуются за своих детей, которым не всё равно, как их ребёнок учится, чем живёт. Есть и другие (и их много, представьте!). Вот фразы некоторых: «Да сдаст мой, сдаст!» (дескать, отстань), «Не ходит в школу? Не готовится к экзаменам? А что я могу сделать? Я же работаю! Когда мне за ним следить?» (дескать, а вы на что?) Большинству родителей кажется, что его ребенка учителя «затирают», недооценивают, а он «не такой», он знает на «4» и «5» (ну да, родителям виднее, конечно). Эта цитата и про ответственных детей, что не протирают штаны, а действительно учатся. Таким трудно на самом деле. Но их с каждым годом всё меньше. Работаю в провинции, в школе самой обычной, дети в основном из рабочих семей и обслуживающего персонала. Вот смотрю я на своих одиннадцатиклассников. «Измождённым» могу назвать только одного из 26. Плоховато с русским языком и математикой еще с начальных классов. Наняли репетитора. Вот этому ученику тяжело, я понимаю. Репетитор три раза в неделю по 2 часа, а тут я еще «надоедаю» с «домашками». А остальные далеко не измождены. Напротив, очень даже веселы. Уверены, что мы, учителя, только пугаем, что сдать ЕГЭ – раз плюнуть (приводятся многочисленные примеры, как кто «выкручивался» на экзамене). Провели эксперимент, не объявляя ученикам. В один день договорились проверить домашнее задание у одних и тех же учеников. 1 урок – русский язык. Из 5 только у одного выполнено д/з. 2 урок – обществознание. К доске вышел из тех же пяти только один, остальные не готовы. 3 урок – литература. Из 5 ни один не прочитал произведение, не оказался готов к беседе. 4 и 5 уроки – алгебра. Только двое сделали д/з. 6 урок – физкультура. Форму никто не взял, двое даже не дошли. Чем занимались накануне? Только один занимался с репетитором, потратив на дорогу и занятие в общей сложности 3 часа, устал, поэтому (с его слов) не был готов ни к одному из уроков. Остальные занимались кто чем – сидели в интернете, гуляли, девушки посещали магазин… На вопрос «Почему не делали д/з?», улыбаясь, пожимали плечами (кроме того, что устал). Как-то вот так. И это типично, поймите! Для учителя работать в выпускных классах – тоска зеленая и стресс с сентября по июнь, а потом еще аукнется в сентябре. Это головная боль! Почему тоска зеленая? Потому что готовишься-готовишься к уроку, планируешь-планируешь, а начинается занятие – готовы два-четыре человека к беседе, например. Как идти дальше, изучать новый материал, если основа не заложена? Собираешь тетради с д/з (упражнение, сочинение и пр.) – сдают не более 7-10. Остальные приходится «выцарапывать»: «Когда сдашь? Когда напишешь?» И сдают-таки, но за 2-3 дня до окончания триместра, требуя их побыстрее оценить («Я же сдал!»). Почему стресс? Потому что мы, учителя, тоже под давлением! Давлением директора, а тот под давлением свыше, департамента образования. Выстраивание рейтинга образовательных учреждений (кстати, без учета того, в обычной школе мы работаем или в лицее / гимназии), определение эффективности их работы и стимулирующего коэффициента к зарплате директора… Среди прочих показателей, наиглавнейший – результаты ЕГЭ и ОГЭ. На каждом совещании директоров только и «долбают», и «долбают» (слова директора) за ЕГЭ и ОГЭ, а те, придя в родную школу, «долбают» учителей. Уж поверьте, не только дети и родители находятся под прессом, но и учителя. Вот мы-то, как пишете, «страшные тетки», запуганные. «Страшным теткам» страшно! Не допустили е экзаменам – мы, учителя, плохие, плохо учили. Допустили, а дети не сдали, - опять мы плохие, плохо учили. В любом случае мы плохие! Потому на каждом совещании / педсовете учителей ругают и ругают, ругают и ругают директора, а тех руководство департамента. (Кстати, если хорошо дети сдали, по мнению родителей, это не означает, что учителя хорошие, это детоньки хорошо учились, сами!). А еще у нас департамент придумал в этом году вот что: собеседование с администрацией школы о выпускниках 9 и 11 классов. Вызывают директора и завучей и спрашивают о том, кто не успевал в каком триместре, требуют показать бумаги индивидуальной работы с ними, продемонстрировать «улучшение» показателей. Вот только что было административное совещание, решали: кого предварительно допускаем к ОГЭ и ЕГЭ. Боже мой! Не поверите! Из 8 второгодников (не сдали ОГЭ в прошлом году) допускать некого! Не ходят. Плюс к ним еще 4 девятиклассника. Итого из двух классов 12 человек! Идет деградация населения, поверьте! Нет желания учиться у трети детей!!! Нет желания у родителей воспитывать детей! Они же работают! Им же некогда! «Вам же за это деньги платят!» (Будто хотят сказать: «Хотите, чтоб мы, родители, бесплатно воспитывали?»). Для родителей школа как «холодильник»: отправили своё чадо на «сохранение», на этом успокоились. А то, что хорошо бы проконтролировать, был ли ребенок в школе, сделал ли д/з, почему 11 часов вечера, а его всё нет, - не до это. И вот не ходит, не ходит такой ученик, ничего не сдает, не успевает, но все-таки вместе с родителями на что-то надеется. Потом после педсовета, который случается за неделю до Последнего звонка и на котором этого ученики не допустили к экзаменам, начинается хождение к директору сначала с просьбой допустить, потом посещение с приглашением должностных лиц (в т.ч. депутатов – у нас такое было), потом угрозы. Как я, учитель, могу повлиять на Васю (назовем его так), если он НЕ хочет учиться? Его отправили (да, отправили) мама с папой в 10 класс, а он не хотел. Не хочет – не ходит! Многочисленные «душеспасительные» беседы не помогают. Родители ручки сложили: «А что мы можем?» Отчислять будем, когда исполнится 18 лет, а пока ученик «висит» на нашей школе как неуспевающий. (Да что про 11 класс говорить! У меня был семиклассник, который не ходил в школу, ни мать ничего не могла сделать, ни я, классный руководитель, ни соцпедагог, ни даже инспектор.). Ну а вот эти фразы: «Учителя переживают за стимулирующую выплату к зарплате, которая зависит в том числе от результатов ЕГЭ. И в отместку за свои переживания учителя издеваются над детьми. Традиции у нас такие. Дедовщина.» Не так уж высоки стимулирующие выплаты за ЕГЭ, чтобы вам переживать за них. Про издевательство – это уже оскорбления. Учителя, впрочем, всегда можно «пнуть», отчего же не «пнуть»? В общем, у каждого своя правда.
Psy like0

А наш мальчик, плохо сдав ЕГЭ, не поступив никуда с такими баллами (учился хорошо, кстати. Аттестат хороший, мозги отличные), пошёл в армию. Сейчас оттуда сказал, что если бы он знал, как всё будет, он бы учился лучше... Теперь с нашими баллами светит только техникум. А потенциал у него гораздо выше... Вот и не пугайте теперь...
Psy like0

http://irinazaytseva.ru/dyshi.html
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Защитить свои границыЗащитить свои границыВласть утратила авторитет, формальные запреты на самовыражение больше не действуют... Как по-новому строить отношения с детьми, партнерами, коллегами? По мнению психолога Шарля Ройзмана, пора обсудить, как именно мы хотим жить вместе. Спросите себя: что мешает вам говорить «стоп»? Почему вы иногда не справляетесь с собственными детьми? Какие границы вам важны в паре? Как решиться заявить о своих требованиях на работе? Это досье поможет вам укрепить ваши линии защиты. Все статьи этого досье
Все досье