Екатерина Мурашова
Психолог, автор научно-популярных книг для родителей и приключенческих — для подростков

Мой 10-летний сын Артем находит агрессивные новости в Сети и вечером повторяет, где и сколько людей пострадало — причем без тени сочувствия. В семье мы не привыкли обсуждать происходящее. Подскажите, как построить такой разговор?

Рената, 35 лет

Рената, в вашей семье не принято обсуждать происходящие события, поэтому 10-летний Артем сам ищет новости, обдумывает их и вечером воспроизводит «без тени сочувствия». Он не знает, каким источникам доверять и как реагировать на происходящее.

Семья учит простым вещам: как высмаркивать нос, вытирать попу, как есть: ножом и вилкой или руками (например, плов в Средней Азии). Но мы забываем, что ребенка надо обучить и сложным вещам. Например, что делать, когда сталкиваешься со смертью. В результате многие взрослые не знают, что сказать в ответ на слова «У меня неделю назад скончался брат». В традиционных религиозных обществах учили детей говорить о Боге, обсуждали экзистенциальные вопросы.

Вы сейчас можете обучить сына не только простым, но и сложным вещам. Сесть вместе за ноут­бук и сказать: «Давай посмотрим, как искать достоверную информацию в Сети. Я покажу тебе, как это делаю я». Отец пришлет ссылки на аналитиков, которым доверяет, а бабушка расскажет, например, что читает новости, но не смотрит фотографии, потому что плачет от них. И вот у ребенка уже есть три стратегии. Зная о них, он создаст свой способ воспринимать информацию и выражать свои чувства.

Обсудите новости вместе. Так вы проявите свое отношение к происходящему и сможете подсказать, как об этом можно говорить. Поддержите ребенка и скажите, что вы готовы помочь и он может обсуждать с вами все, о чем узнает из Сети или еще откуда-то.