текст: Мария Ласточкина 

Какая польза в изысканной еде?

Сегодня идея о том, что проблемы с весом можно преодолеть путем самоограничения, вызывает все больше сомнений. А что если выход в том, чтобы перейти от чревоугодия… к гурманству? Вот наши аргументы.
alt

Наслаждаться едой и совершенно не беспокоиться о весе — для большинства из нас это звучит нереально. Изобилие еды и стимулирование инстинкта потребления, характерные для современного общества, разжигают аппетит. Что толкает нас к необходимости постоянно контролировать вес, чтобы избежать связанных с этим психологических проблем и неприятностей со здоровьем. Наши отношения с едой отягощены беспокойством и чувством вины, оставляющими слишком мало места для удовольствия. Гурманы — любители хорошей еды — могут преподать нам урок наслаждения вкусом, для того чтобы помочь нам приблизиться к гармонии как с едой, так и со своим телом. Редкие вина, экзотические фрукты, деликатесы дают утонченное наслаждение нашим чувствам. Воспитание чувственности, обострение восприятия помогают нам лучше узнавать самих себя и окружающий мир.

Роскошь выбора

Домашний ужин со свечами и столовым серебром: «Я предвкушаю это по пути с работы домой, — рассказывает 32-летняя Светлана, — жду этого момента, когда я наконец останусь наедине с собой и смогу поужинать — эстетски, с наслаждением, с бокалом моего любимого вина. Это удовольствие, которое можно сравнить разве что… с хорошим сексом!»

Сувениры и подарки, привезенные из других стран: «Изысканная еда — всегда уместный и самый приятный подарок, который можно сделать окружающим. Или самому себе, — утверждает 30-летний Александр. — Будь то домашний сыр, купленный на ферме в Трансильвании, или знаменитый джем из розовых лепестков, который продается только на Пиккадилли, или просто интересное вино из гастрономического бутика — это чувственное удовольствие в чистом виде».

читайте такжеКак приучить себя к здоровому питанию? 5 научных способов

Точно так же, как при массовом производстве любых вещей, в случае с едой существует принцип: выбирать не количество, а качество. «Вместо отказа от удовольствий можно переориентировать свой выбор, — поясняет философ и социолог, эксперт в области „психологии люкса“ Жиль Липовецкий. — Эта тенденция пересмотра своих предпочтений возникла благодаря демократизации культуры гедонизма и затрагивает главным образом средний класс». Деликатесы из гастрономического бутика — безусловная роскошь, но она доступна гораздо большему количеству людей, нежели «Феррари». Эта роскошь-удовольствие тесно связана с эмоциональной сферой и возвращает нас от потребностей социальных (демонстрировать свой статус и финансовые возможности) к потребностям чувственным. А заодно позволяет повысить самооценку.

Пробовать на вкус

Придавать значение тому, что ешь, — это равносильно тому, что пробовать жизнь на вкус, считает гештальттерапевт Ольга Долгополова. «То, как человек относится к еде, — своего рода метафора того, как он относится к жизни, — говорит она. — Человек, неразборчивый в еде, точно так же всеяден в жизни. Или, если у него несварение желудка, он не в состоянии „переварить“ то, что происходит в его жизни. А если он переедает, то и в жизни, скорее всего, он так же механически, пассивно поглощает все случающееся с ним, не усваивая. То есть не делая осознанного выбора и не извлекая опыта». Потребность есть больше, чем нужно для поддержания жизни, считается показателем того, что многие жизненно важные потребности не удовлетворены. «Такой человек не умеет удовлетворять эти потребности в контакте с людьми, с окружающим миром, — продолжает Ольга Долгополова, — это потребности в любви, реализованности, собственной ценности, в принадлежности к группе и т. д. На примере того, как человек контактирует с едой, Фредерик Перлз (Frederick Perls) выстроил гештальттерапию, которая позволяет исследовать и восстанавливать контакты с окружающим миром».

Почему «вкусно = вредно»?

«Вкусными нам кажутся именно высококалорийные продукты, являющиеся важными поставщиками энергии. При этом вредны не сами эти продукты, а их избыток в рационе», — объясняет диетолог Наталья Калинченко*.

«Скорее можно говорить о том, что репутацию „вредных“ имеют определенные продукты, которые для большинства из нас вкусны. Например, практически всем приятен сладкий вкус (мы даже используем эти слова как синонимы: „сладко поесть“, „сладко спать“ или „сладкая“, то есть приятная жизнь). Сладкое вызывает выработку „гормонов удовольствия“ — неудивительно, что мы стремимся к наслаждению сладким вкусом.А, например, жиры обладают свойством поглощать и сохранять ароматы, которые, в свою очередь, являются одной из важных составляющих вкуса продукта. И сахара, и жиры являются важнейшими поставщиками энергии — вероятно, поэтому природа сделала их такими притягательными, вкусными для нас. „Вред“ связан в первую очередь с высокой калорийностью. Таких сладостей, которые сейчас присутствуют на нашем столе, никогда не существовало в природе — например, рафинированный сахар, — и их калорийность избыточна, особенно если принять во внимание современный образ жизни. Кроме элементарных проблем с весом избыток жирного и сладкого может повлечь другие проблемы — например, приобретенный сахарный диабет или атеросклероз».

* Наталья Калинченко — диетолог-эндокринолог ГУ ЭНЦ РАМН, консультант экосупермаркета «Грюнвальд».

Вернуться в детство

По мнению психологов, утрата нашей способности питаться в соответствии с индивидуальными потребностями может произойти еще во младенчестве. «Маленькому ребенку практически невозможно скормить больше еды, чем он может съесть, — он еще не может контролировать рвотный рефлекс, — объясняет Ольга Долгополова. — Точно так же, как невозможно заставить его есть то, что не нравится, или когда он не голоден. Постепенно его приучают есть по часам и только то, что полезно (и сколько полезно)». Человек, управляемый режимом, — наиболее подконтрольная, эффективная социальная единица, он может работать по восемь часов в день с одним перерывом на обед — и полностью перестает ориентироваться на потребности собственного организма. Так теряется контакт со своим телом в том, что касается пищи. Нередко мы едим механически, практически не замечая вкуса, одновременно просматривая новости или газеты. А необходимое для организма количество еды измеряется общепринятыми порциями, а не естественным чувством насыщения. Многие люди практически никогда не ощущают голода, потому что придерживаются регулярного трехразового питания, а некоторые другие не испытывают настоящего чувства сытости, потому что не позволяют себе наедаться, считая калории. Как выстроить более естественные, удовлетворительные, «вкусные» отношения с едой?

Осознанное гурманство

alt

«Гурманский», избирательный подход к еде заставляет концентрироваться на вкусе, быть внимательным к его оттенкам. Например, когда мы пробуем что-то новое, мы впитываем, оцениваем этот новый вкус, погружаемся в свои ощущения. Дегустация, намерение распробовать продукт на вкус дает нам возможность (хотя бы на короткое время) полностью сконцентрироваться на чувственном контакте с окружающим миром. «Для того чтобы более полно чувствовать вкус пищи, необходимо в этот момент не делать ничего другого, — продолжает Ольга Долгополова. — Не читать книгу, не смотреть телевизор, в идеале — даже не общаться. Находясь в таком полном контакте с пищей, человек не съест больше, чем необходимо для организма. Точно так же, как он не сможет есть то, что ему не нравится. Конечно, можно достигать состояния комфорта, удовлетворяя несколько потребностей одновременно: например, есть и читать книгу, есть и смотреть телевизор. Но комфорт — не есть полный контакт ни с одной из потребностей. Одновременно несколько дел позволяют нам избежать чувства неудовлетворенности, напряжения, скуки или пустоты». В качестве упражнения «на осознанность» можно попробовать принимать пищу в режиме дегустации — попытаться прочувствовать ее вкус, смакуя ее крошечными порциями, давая вкусовым рецепторам полностью оценить все ее качества и прислушиваясь к ощущениям тела.

Наслаждение и наказание

Итак, вернуть себе наслаждение вкусом — один из путей урегулировать свои отношения с едой. Но для этого нам придется преодолеть очень мощные блоки, существующие в человеческом сознании на протяжении тысячелетий. «Чревоугодие — один из смертных грехов. Эта идея запечатлелась в нашей культуре, — анализирует Жерар Апфельдорфер (Gerard Apfeldorfer), психиатр и психотерапевт, специалист по проблемам питания. — Сегодня она несет еще и груз предрассудков и пуританского морализма, которые прежде имели отношение к сексуальности». Всякий грех должен быть наказан, поэтому наслаждение едой так тесно связано у нас чувством вины. Советы Апфельдорфера пациентам состоят в том, чтобы полностью отказаться от навязанных извне концепций относительно «правильности» питания и довериться себе, прислушаться к своему аппетиту. «Ни один из продуктов питания не является плохим по своей природе, — уверяет Жерар Апфельдорфер. — Место каждого из них в нашей жизни зависит от наших потребностей, нашего голода, наших желаний». Даже когда дело касается самых калорийных продуктов, он рекомендует не исключать их, а употреблять с особенным вниманием: медленно, с удовольствием, концентрируясь на своих ощущениях и останавливаясь в момент полного удовлетворения.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты