текст: Ольга Сульчинская 

Как выжить в (российской) больнице?

Большинство из нас хотя бы один раз да лежали в больнице. И знают, что удовольствие это ниже среднего. Особенно учитывая наши российские реалии и далеко не всегда идеальный уровень медицинского обслуживания. Чем мы можем себе помочь? Мы попросили нашего эксперта, семейного психолога Елену Улитову, поделиться своим опытом и, исходя из него, дать рекомендации.
Как выжить в (российской) больнице?

«Когда мне предложили описать этот опыт, я поняла, что почти ничего не помню. Или не хочу помнить…

Постепенно, неохотно поддаваясь моим волевым усилиям, события этих дней начали восстанавливаться, появились картинки.

Картинка первая: скорая помощь

Сердечный приступ случился совсем некстати. Просто врезался в мои планы во время новогодних каникул.

Первый вопрос, который пришлось решать, – вызывать или не вызывать скорую помощь.

Ну пройдет сейчас, вяло думала я. Было скверно и немного страшно. Решение принял муж. Наверное, ему тоже было страшно.

Юный фельдшер, который приехал на вызов, снял кардиограмму, но никак не мог переслать ее в медцентр для расшифровки. Телефонные переговоры с врачом закончились предложением отправиться в больницу. Снова надо было принимать решение. Ложиться в больницу не хотелось. Принимать решение тоже. Хотелось, чтобы кто-нибудь сообщил, где мне будет лучше – в больнице или дома. Врачи и муж приводили аргументы «за», но при этом предлагали решать самой. Решение далось с трудом.

Картинка вторая: приемный покой

Покоя, как вы понимаете, не было. Следующий вопрос, который пришлось решать после обязательных при поступлении в больницу процедур и анализов, о койкоместе. В палате, куда меня отправили, стояло семь коек. Свободна была одна.

«Мы кашляем», – сразу же объявили мне две будущие товарки по палате. Болеть гриппом вдобавок к сердечному недугу не хотелось, и я отправилась к дежурному врачу с прошением о переводе в другую палату. Свободная палата была. Прямо за дверью.

«Кашель – ерунда! Температуры у них нет. Это не грипп», – утешила меня дежурная докторесса.

Добиваться правды не было сил. Гриппом я заболела на третий день, но до этого случилось вот что.

Картинка третья: лечение под контролем

На второй день лечения мне почему-то не принесли коробочку с лекарствами. Об этом печальном факте я сообщила дежурной медсестре. В последующие дни меня пытались заставить принимать пилюли под присмотром медперсонала на сестринском посту.

читайте такжеПациенты и врачи: интернет меняет все

Картинка четвертая: грипп и скандал

Гриппом я заболела тяжело, с высокой температурой и сильным кашлем. Факт высокой температуры меня заставили доказывать измерением ее, опять же на посту, под присмотром медсестры. Вышла из доверия, «потеряв» лекарства.

Врач во время обхода обвинила меня в симуляции температуры, потребовала доказательств.

Тут уж я не выдержала и попросила ее извиниться – здесь же, в присутствии других больных. И она извинилась! Увы, все, что происходило до этого, меня задело так сильно, что удовлетворения я почти не почувствовала, и осадок все равно остался неприятный.

читайте такжеВосстановление после болезни: как почувствовать себя (наконец) здоровым

Правильное решение

В больнице я провела около двух недель, пытаясь вылечиться не столько от болезней сердца, сколько от гриппа с осложнениями. Лечилась самостоятельно, покупая лекарства в аптечном ларьке.

Самое правильное решение, которое я приняла за это время, – бежать из этой больницы. Выписалась под расписку. И месяц еще пыталась справиться с последствиями гриппа и сердечным недугом под присмотром участкового врача.

И даже не поехала за выпиской, настолько тяжелые остались у меня воспоминания.

Сейчас, перебирая в памяти картинки, я думаю: какие неправильные решения я приняла?

Похоже, каждое из них в тот момент, когда я его принимала, было верным. Почему же такой результат? Получается, что плохой результат не обязательно следствие неверно принятых решений. Мы не всегда имеем полную информацию о внешнем мире. А решения принимаем на основе своих представлений о нем. По идее в больнице лечиться хорошо: постоянный уход, все специалисты сами к больному приходят, не надо искать их по разным кабинетам… Но это если больница хорошая. А если нет?

читайте такжеПочему мы лжем врачам

Поиски выхода

Говорить об этом не принято, но все знают, что многие больничные проблемы решаются с помощью денег. Взятками их не называют, называют подарками – врачу, медсестре. Они могут помочь перейти в палату получше, получить больше внимания и меньше недовольства. Но если врач некомпетентен, то никакие подарки не помогут. И еще надо знать, кому, сколько и когда «дарить». А сил на то, чтобы узнавать, не хватает. Когда ты болен, так хочется довериться кому-то сильному, доброму и умному, кто будет принимать правильные решения!

Есть героические родственники, которые следят за всеми нюансами процесса лечения, от операций, лекарств, заливаемых в капельницу, и до… Есть друзья и подруги. Соседи по палате тоже могут поддержать – и советами, и буквально, под руку, когда надо до туалета дойти или ночью медсестру позвать. Не стесняйтесь просить о помощи и не стесняйтесь принимать предложенную помощь! Это если вы уже внутри. А если еще снаружи, готовьтесь. Думать о больнице, конечно, не очень приятно. Но, быть может, стоит заранее разузнать, где какие больницы, какие врачи, почитать отзывы, поспрашивать знакомых. Вообще собрать как можно больше информации и взвешенно оценить ее в спокойной обстановке. Чтобы знать, куда попросить скорую вас отвезти в случае чего».

Билль о правах больного

Некоторые больницы на Западе предлагают поступающим ознакомиться с Биллем о правах. Пример такого документа на английском языке вы можете найти на сайте Северо-Западного мемориального госпиталя (США) http://www.nmh.org/nm/hospital-guide-patient-bill-rights-responsibilities, а на русском в книге Луизы Хей «Сила убеждения»* на с. 181. Приведу здесь некоторые пункты.

  • Не чувствовать себя запуганным, подавленным и виноватым.
  • Получать от врача полную информацию о плане лечения.
  • Задавать вопросы и получать объяснения о своем диагнозе, назначенных медикаментах и процедурах.
  • Просить разъяснения непонятных терминов.
  • Узнавать фамилии врачей, которые вас лечат.
  • Принимать решения о своем лечении, вплоть до полного отказа от него.
  • Требовать положенного ухода.
  • Настаивать на том, чтобы к вам относились уважительно.
  • Сообщать врачу о своем состоянии – как физическом, так и эмоциональном».

*Луиза Хей. «Сила убеждения. Как исцелить себя от болезней». М.: ОЛМА Меди Групп, 2012. – 320 с.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Eve-Eve   
    202 недели назад

+1 !
Psy like0

А ещё лучше, когда есть деньги, чтобы оплатить услуги. И хорошо, когда есть знакомые врачи, чтобы подсказали, куда лучше обратиться, помогли договориться с нужными специалистами. Тогда на душе спокойно и ты боле уверен в себе, в лечении и в результате. Хотя.... есть случаи, когда договорились, оплатили, а всё плохо. так что верного решения всё равно нет. Всё индивидуально.
Psy like0

Поэтому лучше профилактика!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты