3 признака того, что на работе вы сталкиваетесь с токсичной позитивностью
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Проблема

Казалось бы, что плохого в призывах смотреть на вещи позитивно? Прежде всего то, что таким образом нас вынуждают подавлять в себе истинные — в подобных ситуациях негативные — эмоции, объясняет организационный психолог Лаура Галлахер: «Когда кому-то грустно, а мы призываем его сохранять оптимизм, мы тем самым отрицаем право собеседника на чувства, транслируем ему: то, что он испытывает, неправильно».

Естественно, в ответ это вызывает лишь сопротивление

Если «токсичная» позитивность становится частью корпоративной культуры, сотрудники чувствуют себя не вправе поделиться с коллегами и руководством тем, что на самом деле испытывают и думают, и вместо этого жалуются на рабочую ситуацию остальным: друзьям, домочадцам.

«Доверие подрывается, сотрудники „надевают маски“, никто не обсуждает реальное положение дел. Это не может не сказываться на результатах компании, ведь все копят в себе недовольство и теряют способность принимать оптимальные решения», — объясняет автор.

Признаки

Вот как это обычно происходит.

1. Вас убеждают сохранять оптимизм, когда у вас есть все основания волноваться

Лаура Галлахер вспоминает клиентку, на которую на работе навесили обязанности уволенной коллеги в дополнение к ее собственным. Когда женщина поделилась своими переживаниями с руководителем, то услышала в ответ: «Ну-ну, смотри на ситуацию позитивнее».

Слыша что-то подобное, мы понимаем: наши чувства обесценивают

Как стоило бы поступить в такой ситуации руководителю? Активно выслушать подчиненную, задавая уточняющие вопросы и пытаясь разобраться в сути (можно использовать фразы типа «Правильно ли я понимаю, что…», «Похоже, что…»), чтобы у той возникло ощущение, что ее действительно слышат, ее переживания важны.

2. Будущее компании туманное, но начальник убеждает вас, что «все будет хорошо»

Подобное поведение — признак не только токсичной позитивности, но и неумелого лидерства, некомпетентности руководителя, знак того, что он избегает принятия решений, не заботится о достижении целей компаний и своей команде. Грамотный руководитель не будет в разгар кризиса давать сотрудникам ложные обещания относительно их будущего.

Вместо этого он максимально подробно расскажет о том, что делается для поддержания команды

«Подчиненные уважают руководителей за прямоту и открытость, за способность честно сказать: да, сейчас ситуация далека от идеальной, но все не безнадежно; вот что мы собираемся сделать…» — уверена карьерный коуч Синтия Понг.

Если сокращения неизбежны, не стоит уверять сотрудников, что им ничего не грозит. Лучше предпринять конкретные действия, чтобы облегчить им поиск новой работы, например пообещать и подготовить рекомендации.

3. Вас сократили или урезали зарплату, но коллеги предлагают посмотреть на это с другой стороны

«Часто люди говорят: „ну, по крайней мере, у тебя есть крыша над головой, выходное пособие и прочее“ и „могло быть и хуже“, руководствуясь лучшими побуждениями», — считает психолог и специалист по работу с горем Патрик О’Мэлли. 

Но собеседник при этом понимает, что его чувства не важны и он не имеет права их испытывать

Миллионы людей во всем мире лишились работы, но то, что вы не одиноки в своем несчастье, не значит, что вы не вправе горевать. Как лучше поступить? Больше слушать, чем говорить, и, конечно, не давать советов, если о них не просят.