5 шагов, чтобы сформировать здоровую самооценку у ребенка | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое самооценка с точки зрения нейропсихологии

Многие родители ругают себя за то, что у них не получилось развить у ребенка высокую самооценку, но в ее формировании участвуют не только родители, но и мир вокруг. Также в процессе познания своего тела, в достижении успеха, в освоении новых действий.

Когда ребенок еще совсем мал, он осваивает базовые сенсомоторные функции: ползает, ходит, изучает и учится пользоваться предметами. Мозг при этом активно формирует нейронные связи в зонах, отвечающих за координацию, планирование движений и контроль.

Каждый новый навык дает понимание ребенку, что он «может». Это первый кирпичик в здоровой самооценке

Когда ребенок подрастает, он учится справляться с трудностями, планировать что-либо, в эти моменты мозг закрепляет опыт успеха. Это есть произвольная регуляция. Если у ребенка недостаточно развиты высшие психические функции (память, внимание, пространственное восприятие), то ребенок может чаще сталкиваться с неудачами.

Какие ошибки совершают родители

Одна из серьезных ошибок родителей — сравнение своего ребенка с другими. Чаще всего неосознанно. Мозг ребенка остро реагирует на социальные оценки. Если ребенок постоянно слышит «а вот у Кати получается лучше, чем у тебя…», мозг фиксирует не стимул к развитию, а ощущение, что он хуже других.

Также функции внимания и памяти могут еще не созреть, а родители уже требуют: «будь собранным и не отвлекайся». В этом случае ребенок сталкивается с хроническим чувством «я не справляюсь».

Давайте разберем пару фраз, как правильно разговаривать с ребенком, чтобы повысить его самооценку.

  • Можно сказать так: «Ты молодец», а можно так: «Ты сам справился с этим пазлом, представляю, как было сложно, но ты не бросил на полпути, а довел дело до конца».

  • Можно сказать так: «У тебя хорошо получилось», а можно так: «Твоя картина получилось такой красивой, я горжусь тобой и тем, что ты справилась с теми моментами, когда хотела все бросить».

Обратите внимание, насколько важен посыл, подача того, что вы говорите и как вы говорите.

Тест
Насколько адекватна ваша самооценка?
1/9

На что, как правило, обращают внимание люди при первой встрече с вами?

На мою спокойную уверенность в себе

На кого-то другого

На мою привлекательность

Что может сделать родитель для формирования здоровой самооценки

1. Поддерживать телесный и сенсомоторный опыт

Дайте ребенку возможность двигаться, пробовать, экспериментировать с телом. Это основа для формирования «я могу». Самые простые игры с мячом, рисование пальцами, та же площадка во дворе, когда ребенок лазает по ней, — все это стимулирует зоны мозга, отвечающие за уверенность в действиях.

2. Учитывать нейропсихологические особенности

Если родители замечают, что у ребенка быстро пропадает интерес при выполнении заданий или ему сложно сосредоточиться на чем-то, здесь нужно проверить, как развиваются его когнитивные функции. В этом очень поможет диагностика нейропсихолога, после которой можно понять сильные и слабые стороны ребенка и построить обучение без лишнего давления.

3. Учить видеть процесс, а не только результат

Когда ребенок понимает, что его старание ценятся окружающими, то мозг формирует устойчивую связь усилия = ценность. Это основа внутренней уверенности, которая не зависит от чужих оценок.

4. Создавать ситуации посильного успеха

Задания «чуть выше уровня» стимулируют мозг, но не вызывают фрустрации. Если сложность адекватна, ребенок получает опыт («У меня получилось»), и этот опыт — лучший строитель самооценки.

5. Работать со своими ожиданиями

Часто родители хотят видеть в ребенке идеального ученика. Но здоровая самооценка формируется там, где ребенка принимают, видят его темп и поддерживают в росте.

Когда стоит обратиться к психологу

Если у ребенка есть проблемы в учебе, он быстро сдается при неудачах, отказывается пробовать новое или у него есть трудности с вниманием, памятью, речью, это уже повод обратиться к специалисту. Психолог во время диагностики выявит причины, объяснит, как скорректировать функции мозга, которые мешают успеху, и через практические упражнения вернуть ребенку ощущение «я могу»

Здоровая самооценка — это не врожденная черта и не только правильное воспитание

Это результат гармоничного развития нервной системы, опыта успеха и поддержки близких. И главная задача родителя — видеть ребёнка целиком с его особенностями, ресурсами и трудностями. Тогда самооценка станет прочной основой, на которой он сможет строить уверенную и счастливую жизнь.

Алена Истомина

Клинический психолог, нейропсихолог, основатель и руководитель центров детской нейропсихологии и логопедии

Телеграм-канал