7 главных научных открытий 2025 года, связанных с детской психологией | Источник: antoniodiaz/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
antoniodiaz/Shutterstock/Fotodom.ru

1. Валяние в кровати по выходным укрепляет ментальное здоровье подростков

Ученые Орегонского университета выяснили, что подростки, которые не прочь поваляться лишний часок-два в кровати на выходных, меньше подвержены депрессии.

Хотя самой здоровой привычкой все же остается соблюдение одного и того же режима сна и бодрствования даже на выходных, немного побездельничать под одеялом с утра в воскресенье никому не повредит.

Многие подростки не высыпаются и по выходным — а все из-за большого количества домашних заданий, дополнительных занятий с репетиторами, при этом некоторые еще и успевают подрабатывать в свободные дни. Поэтому 8-10 часов здорового сна для многих все еще остаются мечтой. Молодежи с их активным ритмом жизни свойственно быть совами, так что родителям мы бы посоветовали отнестись снисходительно к тому, что в выходной день чадо никак не разбудить.

На самом деле

Подобные исследования, подтверждающие пользу поздних подъемов в выходные, публикуются довольно часто. Ученые давно говорят о том, как важно регулярно высыпаться, даже если кажется, что юный возраст простит все: и недосып, и большое количество загруженных дней.

Что в этом нового?

Это повод задуматься о расстановке приоритетов, которые сперва могут показаться неочевидными. Получается, на первое место выходит не стремление к регулярному графику, а условный «добор» достаточного количества сна (те самые 8-10 часов) за неделю в целом. Если полежать в кровати удается только по выходным — что же, это лучше, чем хронический недосып и сопутствующие депрессивные состояния.

Депрессия — одно из самых распространенных ментальных заболеваний среди молодежи от 16 до 24 лет. А ведь это самый активный период, когда важно быть инициативным, не опаздывать, справляться со своими обязанностями. Поэтому не будем осуждать наших подростков за желание побездельничать в воскресный день.

2. Юмор в воспитании помогает наладить лучшие отношения между родителями и детьми

Юмор — лучшее лекарство, но он также может стать замечательным инструментом воспитания. Теперь это научно доказано. Ученые университета в Пенсильвании провели исследование, которое показало, что юмор напрямую влияет на родительско-детские отношения. Среди тех родителей и детей, кто регулярно шутил и дурачился, гораздо больше счастливых семей.

Юмор учит детей подстраиваться к стрессовым ситуациям и искать нестандартные методы решения проблем. Короче говоря, учит когнитивной гибкости.

Когнитивная гибкость — это способность мозга быстро и эффективно переключаться между задачами, идеями, стратегиями и точками зрения, адаптироваться к новым условиям и находить нестандартные решения.

Авторы исследования сравнивают родительство с общением с бизнес-партнерами. На деловых встречах легко упереться в иерархию — ощущение того, что кто-то стоит выше тебя по статусу, сковывает и мешает свободно участвовать в совещании. В этом случае на помощь приходит юмор. Хорошая шутка разрядит обстановку и даст пространство для креативных идей.

Если в ваших методах воспитания присутствует юмор, то ребенок научится считывать иронию и мыслить нестандартно в разных ситуациях, ведь ролевые модели не будут ограничиваться цепочкой «неразумный ребенок — строгий взрослый». Умение шутить может стать хорошим инструментом самореализации для малыша.

Чувство юмора повышает самооценку и помогает справляться с трудностями

На самом деле

Кто же воспитывает детей без улыбки и шутки? Подобные реакции вполне естественны для детско-родительских отношений.

Что в этом нового?

Пусть результаты исследования станут для нас поводом задуматься, какое чувство юмора мы воспитываем в наших детях? Какие реакции мы получаем в ответ на наши шутки? Есть ли у нас свое понятие «детского» и «взрослого» юмора. Чувство юмора — это добрая составляющая яркой харизмы и эмоционального интеллекта, а все это вместе составляет особый культурный код, который будет лежать в основе личности.

3. Глобальное потепление замедляет раннее развитие ребенка

Ученые из Университета Нью-Йорка выяснили, что высокие температуры могут замедлить раннее развитие ребенка. Дети, живущие в жарких поясах, испытывают больше трудностей в обучении, чем их более северные сверстники. Особенно это заметно по первым занятиям по математике и на том этапе, когда дошкольники только-только учатся читать.

Казалось бы, проблема связана совсем с далекими нам жаркими странами, — ведь более низкие результаты развития проявляются в тех странах, где средний максимум температуры — это 30 градусов по Цельсию. Но нынешняя тенденция к глобальному потеплению делает результаты исследования гораздо более тревожными. Через несколько лет всеобщее небольшое замедление в развитии будет ощущаться более явно. Поэтому задача родителей — не пускать раннее развитие ребенка на самотек и активно помогать малышу познавать этот мир.

На самом деле

Для этого и придуманы каникулы. Самые жаркие июльские дни в Древнем Риме называли именно каникулами (этот период совпадал с началом видимости звезды Сириус, по-латыни он назывался Каникула — лат. «Маленькая собачка»). Неудивительно, что школьникам-римлянам тяжко было постигать науки в такую жару, поэтому их и отпускали на каникулы.

Что в этом нового?

Многие слаборазвитые страны Азии, Африки и Латинской Америки находятся в жарких поясах. Нас мог бы не удивлять низкий уровень образования в этих регионах. Но исследования смогло изолировать эффект температуры — то есть вычло влияние других социально-экономических факторов. Даже при наличии хороших школ и достойных условий для раннего развития жара вредит детям.

Проблема становится не региональной, а глобальной: это хороший вызов для современных педагогов. Педагогам и методистам потребуется вместе разработать новые программы обучения, которым не будет страшна жара.

Источник: Zwiebackesser/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Zwiebackesser/Shutterstock/Fotodom.ru

4. Трудное детство растит настоящих творцов

Несмотря на распространенное мнение о том, что талант ребенка расцветает только в благополучных семьях, где царит атмосфера заботы и любви, история знает множество примеров, когда великие создатели выходили не из самого благополучного семейного климата. В то время, как атмосфера поддержки творческого начала действительно помогает верить в себя и свои силы, много талантов появляются именно из неблагополучных семей. Как тут не вспомнить строчки Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи»…

Современные психологи пришли к занимательному выводу: креативность ребенка может развиться в двух направлениях. В случае благополучного семейного климата ребенок имитирует такие же светлые и добрые семейные модели: сначала это проявляется через игры, в дочки-матери, например; а после трансформируется во вдохновленное хорошим примером творчество.

В случае же, если атмосфера в доме, где проходит детство маленького творца, оставляет желать лучшего, ребенок будет пытаться справляться с тревогой или использовать замещение, фантазировать на другие темы, пробовать в своих играх другие, позитивные модели.

Британский психолог Дональд Винникотт объяснил в своей книге «Игра и реальность» (1971), что дети снимают тревогу, успокаивая себя предметами (так называемыми переходными объектами) или поведением, которое временно заменяет отсутствие родительской привязанности или внимания.

Ребенок фантазирует и проживает необычные для него сценарии, добавляет свои детали — словом, занимается творчеством

На самом деле

Мы знаем множество случаев, когда талантливые люди выходили из самых разных сословий и шли к своей цели, несмотря на все трудности. Чарльз Диккенс с 12 лет был вынужден работать на фабрике, чтобы расплатиться по долгам отца; Михаил Ломоносов ушел из дома пешком в Москву учиться; Максим Горький рано осиротел, с 11 лет ушел «в люди» — работал в мастерских; Павел Филонов в юношестве работал маляром, реставратором, прежде чем стать художником-новатором… Примеров множество!

Что в этом нового?

Исследование показывает, как работает этот паттерн в психике ребенка. Нам не стоит романтизировать страдания, ведь мы восхищаемся не трудным детством, а внутренней силой, которая сохранила талант. Травма не создает гения — она создает боль. Те, кто сохраняют свое творческое начало в условиях травмы, идут по непростому пути. Совершенно без гарантии успеха.

5. Навязывание ярлыков влияет на развитие

«Ты растяпа! Ты всегда все делаешь неправильно!» — психологи уже устали предупреждать родителей о том, что подобные высказывания — прямой ключ к уничтожению здоровой самооценки ребенка. Как насчет позитивных ярлыков? «Ты хорошо написал контрольную, ты умный». Оказывается, и эти фразы сыграют с ребенком дурную шутку, считает психолог Джонатан Секанелла. Как же работают такие ярлыки?

Школьник приносит домой хорошую оценку, и мы вполне заслуженно поощряем его: «Ты молодец, хорошо написал контрольную, ты у нас умный!» — и связываем внутреннюю ценность ребенка с его успеваемостью. В общем, ребенок попадает в ту же ловушку: будет стремиться соответствовать заданной планке, чтобы не потерять родительскую любовь. В результате получаются люди с синдромом отличника, тревожники, люди с панической неприязнью к конкуренции.

Исследования показали, что убеждения и ярлыки, которые родители передают своим детям, влияют на развитие эмоционального интеллекта

Будет страдать отзывчивость, душевность, способность утешать, потому что ребенок просто не будет знать как; если его родители всегда ограничивались парой фраз.

«Как же тогда мотивировать ребенка, чтобы не травмировать его? — спросите вы. — Нельзя же не требовать от него ничего, особенно в школе». Тут можно вспомнить про интересный феномен в психологии, который называется Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя, по фамилии ученого). Но все же эффект Пигмалиона больше соответствует сути. Помните пьесу Б. Шоу? При эффекте Пигмалиона высокие ожидания одного человека в отношении другого приводят к повышению результативности и развитию способностей того, от кого ожидают большего (самосбывающееся пророчество), а низкие ожидания — к снижению результатов (эффект Голема).

На самом деле

Множество произведений современной литературы посвящено силе мысли, тому, как наши позитивные установки влияют на формирование настоящего и будущего. Здесь мы можем посоветовать опыт исследований Джо Диспензы, который был уверен в том, что сила нашего подсознания и установок, загруженных в него, напрямую влияют на наши успехи.

Можно верить в силу подсознания или относиться к этому скептически, но уже доказано, что повторяющиеся ярлыки, навязанные нам свыше, особенно в детском возрасте, проецируются нами и в реальность, и принимаются как должное.

Что в этом нового?

Важно задать себе правильный вопрос: как же тогда хвалить ребенка, и направлять его на дальнейшие успехи, не выстраивая неправильный паттерн? Вместо того, чтобы фиксировать факты, которые могут превратиться в оценочные суждения и остаться жить в голове ребенка на всю жизнь, нужно мягко направить его. Если ваш малыш любит петь, но делает это не очень уверенно, вместо того, чтобы сказать: «Ты фальшиво поешь», можно предложить записаться в хор или предложить петь вместе, показать, что вы в одной команде.

А лучший вариант — это просто чаще говорить по душам и подчеркивать, что ребенок будет любим, вне зависимости от своих профессиональных и учебных успехов (или неудач). Главное — подчеркнуть уникальную ценность и направить талант в нужное русло, оценить усилия и показать, что работа и творчество ребенка имеет для вас значение и вы готовы его в этом поддержать.

6. Психотерапия может менять детские воспоминания

Психотерапия в 2025 году — уже даже не тренд, а стиль жизни, ставший привычным уже для трех поколений. Но в потоке всеобщего стремления к осознанности мы забыли о том, что и такая целительная вещь, как психотерапия, имеет свои побочные эффекты.

Иногда поход к психотерапевту становится причиной ложных воспоминаний. Команда активистов из университета Портсмута, Англия, провели масштабное исследование того, как меняются воспоминания на протяжении длительной психотерапии. Ученые собирали данные участников, которые делились со специалистами воспоминаниями о своих матерях.

И вот что оказалось: не все пациенты в состоянии оценивать общую картину, они ориентируются только на недавние события.

Через несколько сеансов воспоминания смешивались с минутными суждениями, и в результате получались ложные воспоминания об эмоциях из детства

Не стоит думать, что кто-то из участников намеренно выдумывал ситуации якобы из прошлого, где их мамы вели себя с ними несправедливо, — наоборот, целью исследования было направить пациентов к переоценке действий своих матерей, и часто эта переоценка имела положительный эффект.

Это работает и в обратную сторону: если специалист несколько сеансов подталкивает пациента к травмирующим воспоминаниям, где с ним обошлись несправедливо, заставили чувствовать боль, то запросы к следующим сессиям будут формироваться из желания проработать именно эти негативные установки, а не, например, из стремления двигаться дальше, на более энергичной волне.

На самом деле

Конфабуляции — ложные воспоминания, — были известны психологам еще давно. Изначально они изучались как синдром неврологических повреждений, как результат применения гипноза. Короче говоря, конфабуляциями назывались патологии, странности — например, рассказ пациента о том, как его похищали НЛО.

Что в этом нового?

Современные исследования показывают, что искажение памяти — это побочный эффект обычной, правильной, рутинной психотерапии. Это не сбой в голове пациента, а неизбежная динамика процесса. Если вы проходите психотерапию, помните, что память — это не видеозапись, а текущая реконструкция, где ваши воспоминания и рефлексия дополняют друг друга. Так же, как и совместная работа с терапевтом: попробуйте переключиться на что-то другое, если вы замечаете, что специалист задает вопросы, смещающие фокус только на негативное. Ведь идти в свои страхи не так тяжело, если есть заранее подготовленный тыл приятных воспоминаний.

Идеальная терапия в этой парадигме 2025 года — это процесс, в котором и пациент, и терапевт совместно и осознанно работают с пластичностью памяти, не стремясь найти единственную правду, а пытаясь создать более объемную историю сильной личности, которая дает силы жить в настоящем и будущем.

7. Пациентам с СДВГ живется легче

Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется нехваткой концентрации, постоянным желанием уйти со своего места. СДВГ проявляется из-за постоянного недостатка дофамина в организме человека — это и вызывает сложности с вниманием, раздражительность, чувство вины.

Раньше считалось, что СДВГ бывает только у детей. Однако сейчас уже известно, что симптомы могут сохраняться и во взрослом возрасте. По статистике, СДВГ имеют 8,4 % детей и 2,5 % взрослых.

Новое исследование Университета Бата, Королевского колледжа Лондона и Медицинского центра Университета Радбуд в Нидерландах, проливает свет на возможные преимущества диагноза СДВГ. Взрослые, которые знают о своей особенности, стараются проявлять свои сильные стороны. При успешной реализации они чувствуют себя счастливее и здоровее. Люди с СДВГ считают, что креативность и чувство юмора на их стороне.

Картина получается весьма приятная: заболевание, которое традиционно считалось тормозом в самореализации, находит свои преимущества

Ученые пошли дальше и сделали вывод о том, что пациенты с СДВГ, которые осознают свои личные сильные стороны и активно их используют, как правило, сообщают о более высоком общем благополучии, лучшем качестве жизни и меньшем количестве проблем с психическим здоровьем.

Кроме того, способность быстро переключаться с одного на другое может стать ключом к стрессоустойчивости: диагноз СДВГ мешает концентрироваться на монотонной работе, но особенности внимания будут требовать постоянного переключения: таким образом, психика сама будет отвлекать человека от напряженных ситуаций! СДВГ-шник не будет «зацикливаться» на неприятностях в учебе или работе и на навязчивых мыслях перед сном: ему просто не хватит для этого концентрации.

Кроме шуток: о СДВГ обычно говорят в контексте трудностей, таких как импульсивность, забывчивость и проблемы с удержанием внимания. Это исследование предлагает другой взгляд, подчеркивая важность распознавания и использования сильных сторон.

На самом деле

Осведомленность об СДВГ растет с каждым годом. Причем уровень нормализации этого диагноза растет настолько, что появилась целая мода на различные виды нейроотличности, и кто-то, узнав о симптомах, решает провести самодиагностику и поставить себе такое заключение.

Что в этом нового?

Результаты исследования открывают новые возможности изучения СДВГ, которое, например, в отличие от расстройств аутического спектра, часто остается «за бортом» исследований. Ученым-психологам остается работать над разработкой терапевтических программ, созданных специально для юных пациентов с синдромом дефицита внимания, чтобы как можно раньше начать принимать свою особенность и направлять ее в нужное русло.