Бегство в себя: причины и опасности внутренней эмиграции
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Среди наших знакомых есть те, кто предпочел сменить место жительства, пусть даже временно, и начал строить свою жизнь в другой стране. Но есть и те, кто предпочел внутреннюю эмиграцию — психологический уход от реальности, в которой мы живем.

«Внутренняя эмиграция очень похожа на отъезд, только при этом мы разрываем контакт с окружающей действительностью другими методами — психологическими, — поясняет психотерапевт Елена Мартынова. — Наши границы становятся очень жесткими, мы закрываемся и уходим в себя, чтобы не соприкасаться с реальностью».

6 признаков внутренней эмиграции

Психолог назвала несколько важных признаков, которые указывают на отстраненную позицию:

1. Полное отрицание происходящего

«Я в домике» — говорим мы себе и не желаем ничего знать об окружающей действительности или отрицаем происходящее («ничего не случилось», «мир остался почти таким, как прежде»).

2. Запрет на обсуждение новостей

Мы ничего не хотим слышать о происходящем, запрещаем окружающим говорить на актуальные темы, стремимся сохранить прежние представления о действительности.

3. Попытки продолжить «старую жизнь»

Мы продолжаем жить так же, как раньше, хотя многое в мире изменилось. Ведем свои проекты, заботимся о стабильности своего узкого круга, игнорируя внешние изменения.

4. Ограничение контактов с другими

Мы продолжаем общение лишь с теми людьми, которые не могут сказать «лишнее» и тем самым нанести травму.

5. Возврат в прошлые времена

Много времени в нашей жизни начинает занимать чтение старых книг, просмотр знакомых фильмов. Мы впускаем в свой мир лишь то, что раньше приносило удовольствие, радость.

6. Построение образа иллюзорного будущего

Даже во внутренней эмиграции не получается долго прожить без образа будущего. И мы строим позитивный образ, который стоит приблизить к реальности.

Кто в зоне риска?

В первую очередь сегодня рискуют уйти в глухую оборону тревожные люди, склонные как приукрашивать реальность, так и относиться к ней как чему-то недоброжелательному, пугающему. Они будто вывешивают белый флаг перед опасностью и продолжают делать вид, что ничего не происходит.

В зоне риска оказываются и шизотипические личности — те, кто внутри себя выстраивает особый мир. В трудные времена люди с личностными особенностями, аутистическими чертами еще больше закрываются, перестают контактировать с реальностью, выстраивают жесткие границы внутреннего мира, вход в который окружающим, даже друзьям и родственникам, запрещен.

Луч света в темном царстве

Когда мы долго находимся в темноте, нам нужно время для адаптации к свету. То же самое происходит с нами и нашими близкими при внутренней эмиграции. Находиться в состоянии автономного, не сообщающегося с реальностью сосуда вечно мы не можем. Наступает момент, когда нам приходится выйти «на свет» и столкнуться с новым миром. Мы к нему не привыкли, не видели, как он трансформируется, поэтому не можем принять и понять.

И тут начинаются сложности: к нам возвращаются те же эмоции, которые заставили нас уйти от реальности. Мы снова испытываем страх, отчаяние и испуг, и эти переживания могут даже усилиться. Адаптация требует времени и энергии, а внутренних ресурсов у нас не хватает, адаптационный механизм уже сломан. Это чревато психосоматическими проблемами, невротическими расстройствами, в крайнем случае — психическими заболеваниями.

Чтобы не возвращаться — не уходите

Как мы можем избежать проблем, связанных с внутренней эмиграцией? Психотерапевт Елена Мартынова рекомендует обратить внимание на два основных направления действий: взаимодействие с виртуальной реальностью (общение в сети, чтение новостей) и с окружающим (взаимоотношения с близкими, коллегами). «Поддерживать контакт с окружающим, пожалуй, единственный выход, — считает психотерапевт, — только так мы не сваливаемся в пропасть, которая может отделить нас от внешнего мира надолго».

ШАГ 1. Сохранить контакт с виртуальной реальностью

Мы можем уходить в две крайности: с утра до ночи листать новости и переживать или игнорировать информацию на новостных сайтах, перестать общаться в соцсетях. Как водится, истина посередине: не стоит полностью прекращать контактировать с виртуальной реальностью, но и погружаться с головой в лавину событий тоже не нужно.

Оставьте себе окошко для взаимодействия в сети: по несколько минут, один раз в день просматривайте новости, посты френдов. Будьте бережны к себе, ищите единомышленников в соцсетях. Понимая, что соцсети могут стать токсичной средой, избегайте общения с троллями, с яростными противниками вашей позиции.

Стремитесь понять суть происходящего, взглянуть на ситуацию глубже. События, которые мы видим, — лишь верхушка айсберга, под которой огромный слой социальных, политических, экономических, исторических и психологических причин. Важно сформировать свою точку зрения. Когда мы начинаем понимать реальность, нам становится намного легче.

ШАГ 2. Искать единомышленников в реальной жизни

Пока у нас не будет устойчивой позиции и четкого понимания, что происходит, в споры лучше не вступать. Они могут привести к сильным аффектам и даже к потере связи с окружающим.

Это не значит, что стоит говорить с близкими лишь о «котиках и цветочках». Необходимо обсуждать и актуальные проблемы: изменение цен, безработицу, трудности при планировании отпуска. Но лучше избегать драматического контекста и постараться выстроить позитивный образ будущего.

Подумайте о времени, когда трудности закончатся. Виктор Франкл писал о том, как важно создать новое отношение к происходящему, подняться над ситуацией и посмотреть на нее будто сверху, из далекого будущего. Спросите себя, как вы будете рассказывать об этом времени своим детям, внукам, друзьям. Позитивный образ будущего способен стать нашей опорой, придать спокойствия и мудрости, поддержать даже в самой сложной жизненной ситуации.

Елена Мартынова
Елена Мартынова

К. пс. н., директор Высшей Школы психологического консультирования, психолог-консультант, супервизор, доцент кафедры общей и педагогической психологии (МГОУ), автор книги «Индивидуальное психологическое консультирование: теория, практика, обучение».