Бен Аффлек и Мэтт Деймон
Неразлучные друзья
Бен Аффлек и Мэтт Деймон дали совместное интервью GQ — в нем актеры
«Каждый раз, когда я снимаюсь с Мэттом, это волнующий опыт, который учит меня тому, какой он хороший актер, — рассказал Аффлек в интервью. — Он такой сдержанный, настоящий и честный — это полная противоположность вспыльчивости, которая встречается в актерской игре. Он мастер реализма, и это одна из многих вещей, которыми я восхищаюсь в нем».
Актер также добавил, что они с другом не переживают из-за того, что в кинотеатрах будет «слишком много их совместных фильмов» — Аффлек отметил, что для него важно играть вместе до тех пор, пока у них есть такая возможность.
Похожие эмоции разделяет и Мэтт Деймон. Журналисты GQ рассказали, что актер однажды прослезился во время просмотра фильма о группе The Beatles: на моменте, когда в картине прозвучали слова о том, что музыканты «больше никогда не собирались вместе», Деймон заплакал, потому что в этот момент подумал об их с Аффлеком дружбе.
Дружба с детства
Мэтт Деймон и Бен Аффлек дружат более сорока лет. Они познакомились еще в детстве, когда Аффлеку было восемь лет, а Деймону — десять. Мальчики жили по соседству и познакомились благодаря мамам, которые дружили друг с другом. Тем не менее настоящими друзьями Аффлек и Деймон стали в старшей школе.
Поводом стала драка, в которую попал Деймон: Аффлек вмешался в нее, чтобы защитить Деймона от «более крупного и агрессивного» школьника. С тех пор — это был 1986 год — они стали неразлучны: объединила их не только дружба мам и школьный инцидент, но и любовь к кино и мечта стать актерами.
Уже в подростковом возрасте, когда им было 13-14 лет, Деймон и Аффлек начали участвовать в кинопробах
Для этого они ездили в Нью-Йорк или даже летали туда на самолете: Аффлек вспоминал в одном из интервью, что в те годы пассажиры могли курить в салоне, и они с Деймоном «старались быть взрослыми» и тоже «пускали дым» — и за это, как признается актер, ему сейчас стыдно. Для поездок на пробы они даже завели совместный счет, чтобы оплачивать билеты и другие расходы в поездках.
Удача улыбнулась молодым людям: сначала им удалось получить небольшие роли в фильме с Кевином Костнером «Поле чудес». Позднее они совместно работали с Брендоном Фрайзером в спортивной драме «Школьные узы», а в девяностые оба актера снялись в «Умнице Уилле Хантинге», сценарий к которому они придумали сами — за это в 1998 году они получили премию «Оскар» как лучшие сценаристы, став самыми молодыми победителями в этой категории.
В следующие 27 лет актеры не только продолжали вместе сниматься в кино, но и создали совестную киностудию, а также сохранили близкие отношения — и поддерживают друг друга в кризисных ситуациях. «Я не могу даже описать, насколько ценно иметь кого-то, кто прошел через все вместе с вами, все взлеты и падения, кто знает, каково это было», — признавался Бен Аффлек.
Бен Аффлек и Мэтт Деймон
Мужская дружба: мнение психолога

Психолог, нарративный практик, специалист психологической платформы Alter
История дружбы Деймона и Аффлека хороша тем, что показывает альтернативу типичным идеям о мужской дружбе и демонстрирует навыки, которым в этих отношениях можно учиться.
С точки зрения нарративной практики, любая история — это не непреложная истина, а взгляд, лишь один из возможных. То, что мы называем мужской дружбой, соткано из культурных представлений о мужественности, личного опыта и выбранных нами смыслов. И эти смыслы можно пересобирать: дружба двух актеров — тому подтверждение.
Почему мужчинам сложно заводить друзей
С детства мальчикам «выдают инструкции» о том, что им нужно «быть сильными»:
«держать лицо»;
«справляться самому».
В этом нарративе того, что значит быть мужчиной, уязвимость читается как дефект, а не как человеческая потребность. Дружба же подразумевает противоположные требования — здесь уязвимым быть необходимо, а это чревато многими рисками.
Прося другого о поддержке, мы всегда сталкиваемся с возможностью отказа или осуждения. Мы вынуждены признать, что в дружбе можем завидовать или бояться. Мы должны быть готовы говорить искренне — и при этом выдерживать неловкость, предъявляя свою уязвимость. Возникает внутреннее напряжение: с одной стороны, мужчина воспитан «держать броню» и прятать слабость, с другой — живая дружба требует контакта и открытости.
Культурный фон усугубляет проблему:
В обществе поощряется конкуренция — а она делает других мужчин соперниками. С этой перспективы попытки сформировать доверие выглядят фальшиво, и сдержанность в общении кажется безопасной стратегией.
Проявления теплоты и нежности мужчиной в адрес другого мужчины маркируются обществом как нечто подозрительное, их прячут за шутками и ритуалами. Страх быть неверно понятым создает дистанцию.
Истории о мужественности, которые транслируют медиа, задают незримые границы: быть опорой можно, но самому нуждаться в опоре — нельзя.
В результате, говоря языком гештальт-подхода, возникают незавершенные гештальты близости: два человека готовы к контакту, у них есть энергия на это, но они не знают, как проявляться в этом контакте, какой язык общения выбрать — и гештальт не закрывается.
Здесь вступают в игру защитные психологические механизмы — например, такие как проекция и ретрофлексия — которые еще более усиливают «броню»:
Проекция позволяет списать собственный страх контакта на чужую холодность;
Ретрофлексия разворачивает злость на других людей и на внешние обстоятельства вовнутрь. Человек злится из-за того, что контакт не произошел, но направляет эту злость на себя и преподносит это под соусом «не хочу навязываться».
Как следствие, люди еще более отдаляются друг от друга. В нарративной практике мы экстернализуем проблему, выводим ее изнутри наружу: не мужчины не умеют дружить, а общепринятая идея мужественности мешает им развивать этот навык. Тогда появляется пространство выбора: с чем я не согласен, на что я не подписываюсь, какую альтернативную историю о близости я хочу проживать.
В чем особенности дружбы между мужчинами
Мужчины могут ощущать много нежности и тепла по отношению друг к другу, но эти чувства часто замаскированы. В условиях, когда быть открытым и говорить прямо трудно, мужчины выбирают другие способы выразить симпатию и поддержку. Языки мужской дружбы не хуже и не лучше вербального языка — они просто другие. Например:
Язык действий: подвезти ночью, выйти в защиту, помочь перенести шкаф.
Язык поступков. Часто просьба о помощи — вовсе не про шкаф, а про «проверку связи»: могу ли я на тебя сейчас опереться.
Язык молчаливого присутствия — когда друг приезжает и просто сидит рядом в плохой день.
Язык юмора. Шутка может быть «разведкой»: если она отзывается, то можно подойти к больной теме на полшага ближе. Конечно, юмор бывает и маской, уходом от прямого ответа. Но бывает и мостиком к началу честного разговора, и анестезией в момент, когда заходит речь о том, что болит.
Язык ритуалов. Поход в бар по воскресеньям. Общий чат. Редкий, но обязательный звонок. Ритуалы создают ощущение непрерывности в условиях, когда все остальное постоянно меняется.
Братские «законы»: «Всегда будь на стороне друга», «Держи свое слово» и так далее. Эти коды часто дают поддержку в трудную минуту.
Такими способами можно проявлять надежность и прятать то, что трудно назвать. Однако в них есть и подвох: если долго подменять действиями и поступками то, что хорошо бы выразить словами — «мне больно», «я обижен», «я горжусь тобой», «я злюсь» — то копятся недосказанности. Любой сбой ритуала может начать считываться как предательство. И вот в такие моменты действие уже просто необходимо дополнить коротким, но честным разговором.
В истории дружбы Деймона и Аффлека их общий язык действий и ритуалов тянется десятилетиями. Но важно отметить, что поверх действий там есть и смыслы, облеченные в слова. Именно это обеспечивает устойчивость их связи: они умеют откровенно разговаривать.
Чему еще учит история дружбы Деймона и Аффлека
Если говорить о Мэтте Деймоне и Бене Аффлеке, то их союз пережил испытание деньгами, паузы в общении и взаимные ошибки. Совместные дела, ритуалы, честные разговоры, признание права меняться и при этом оставаться узнаваемыми друг для друга — все это не случайность, а навык, которому можно учиться. И этот навык пригодится всем, кто хочет, чтобы дружба жила долго.
Когда мы читаем про Дэймона и Аффлека, перед нами разворачивается альтернативная история мужской дружбы, которая бросает вызов доминирующему нарративу о том, как «должны» выстраивать отношения мужчины.
Умение быть слабым
В нашей культуре прочно укоренилась история о том, что мужчины должны быть самодостаточными «островами». «Справляйся сам», «не показывай слабость», «конкуренция превыше всего» — такие послания формируют представление о том, что близость между мужчинами подозрительна или, в лучшем случае, необязательна. Но история Дэймона и Аффлека рассказывает нам иное: их дружба выросла не столько из общих интересов и удобства, а из момента взаимной уязвимости.
Очень значимый, на мой взгляд, момент — когда Дэймон плачет во время фильма о The Beatles, думая об их дружбе. В расхожих представлениях мужчина не должен плакать из-за отношений, особенно с другом. Но здесь слезы становятся признанием ценности связи, открытым выражением страха потери.
Инвестиции друг в друга
Интересно то, как двое друзей создали пространство для взаимной уязвимости в мире, который этого не поощряет. Совместный банковский счет в подростковом возрасте, общие мечты, готовность делить неудачи и триумфы. Они буквально «инвестировали» друг в друга, в то время как их сверстники учились скрывать свои потребности в близости.
Поддержка вместо борьбы
Профессиональное сотрудничество Дэймона и Аффлека также бросает вызов нарративу о неизбежности конкуренции между мужчинами. В среде, где актеры часто соревнуются за одни и те же роли, они выбрали путь взаимной поддержки. Слова Аффлека о том, что совместная работа «заряжает их энергией друг друга», показывают как близость может быть источником силы, а не слабости.
Еще один яркий пример крепости их связи — когда Дэймон, перечисляя четыре своих любимых фильма, дважды упомянул Аффлека: «нам с Беном он всегда нравился», «мы с Беном были там вместе». Интернет отреагировал с умилением: «Даже супружеские пары не упоминают друг друга так часто».
Этот пример показывает, как их истории переплелись настолько тесно, что стали неразделимыми. Это не потеря собственной индивидуальности, а признание того, что значимые моменты жизни действительно можно разделить с близким человеком.
Протяженность во времени
Сорок лет дружбы опровергают миф о том, что мужские отношения обречены на то, чтобы быть поверхностными или временными. Все ключевые жизненные этапы они проходили вместе: юношеские мечты, профессиональные взлеты и падения, личные кризисы. Когда Аффлек столкнулся с зависимостью, именно к Дэймону он обратился за поддержкой. Когда у Бена распался брак, Мэтт был рядом.
В доминирующем нарративе мужчины должны справляться с такими проблемами в одиночку, но их история показывает нам альтернативу: можно просить о помощи без осуждения. Такая стабильность требует постоянной работы над отношениями, что само по себе противоречит идее о том, что мужчины не умеют вкладываться в эмоциональную близость.
История дружбы актеров может побудить других мужчин пересмотреть свои представления о дружбе. Их история напоминает: можно быть уязвимым и сильным одновременно, можно поддерживать друг друга без ущерба для собственной мужественности, можно инвестировать в отношения как в самое ценное достояние.
В нарративной практике мы часто спрашиваем клиента: «Какие еще истории возможны?» История Дэймона и Аффлека отвечает на этот вопрос — это убедительный пример того, как мужская дружба может быть глубокой, долговечной и взаимообогащающей, несмотря на все культурные послания об обратном.