Анастасия Гурнева
Работала в государственных учебных заведениях, участвовала в проектах помощи детям-сиротам, преподавала в вузах, с 2016 года основной фокус - индивидуальное консультирование, в частности, работа с людьми, пережившими насилие. Любимые метод: МАК, гештальт

Мне 24, и сейчас я точно могу сказать, что никогда никого не любила сильно. Мне никто никогда не говорил, что любит меня. Сейчас я понимаю, что боюсь, мне проще оттолкнуть человека от себя, чем подпустить близко.

Мне друзья (парни и девушки) говорят, что все при мне, все как надо. Но мне сложно поверить, что я могу понравиться. Как только вижу какие-то взгляды, попытки подойти, сразу же закрываюсь и вообще не могу принять, что я способна вызвать интерес. Мне проще общаться с парнями, если я вижу, что им все равно.

Ольга, 24 года

Ольга, на основе нескольких фраз трудно понять, что именно произошло в вашей жизни, что заставило вас избегать близости. Есть две возможные причины.

1. Если смотреть на детство, то все, включая физическое выживание, строится на основе привязанности. Люди, чья привязанность была безопасной, воспринимают детство как счастливое время, а зависимость от других — как форму безопасности, комфорта и расслабления.

Но мы не живем в идеальном мире. И бывает, что на потребности ребенка мама реагирует не сразу или неподходящим образом. Это тоже нормально — в определенных пределах. Но откровенное пренебрежение потребностями ребенка приводит к тому, что опыт привязанности, опыт зависимости от другого человека ассоциируется у него с опасностью.

Такой ранний негативный опыт взаимодействия с близкими людьми (в диапазоне от холодности и игнорирования потребностей ребенка до открытой агрессии) приводит к формированию нарушений привязанности, которая может быть тревожной, избегающей и дезорганизованной.

Как раз при избегающей привязанности близкие отношения и становятся, соответственно, предметом избегания.

2. Страх сближения может быть и не связан с опытом дефицита любви в раннем возрасте. Бывает, наоборот, в детстве было тепло и хорошо, но эти важные для ребенка отношения оказались на время или навсегда разорваны.

Если в первом случае это история о том, что привязанность была искаженной, то во втором при нормальных близких отношениях произошла потеря.

Потерять заботящегося о ребенке человека можно разными способами. Не обязательно это смерть — может быть госпитализация на длительный срок, ранний выход на работу или развод, после которого мама не может эмоционально откликаться на потребности ребенка, а также другие события.

Так или иначе, произошло что-то, что делает опыт привязанности пугающим. С этим можно работать с психологом, искать безопасность в близости с другими, выстраивать границы. Исследовать, что происходит, если другой человек проявляет в вас заинтересованность. Можно пробовать приближаться и отдаляться, не теряя себя и своего комфорта.