Чем и почему пахнут богатство и бедность: объяснение нейропсихолога
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Ароматы — это мощное средство коммуникации, отражающее не только наши предпочтения и индивидуальность, но и наш общественный статус и финансовое положение. Они являются своего рода метафорой бедности и богатства. 

Согласно данным The Sense of Smell Institute, ароматы остаются в нашей памяти в виде эмоциональных якорей: долговременная память хранит их в виде ментальной диорамы, ассоциируя каждый с определенными эмоциями, состояниями, событиями, местами, людьми, растениями или животными. Информация о запахе, который мы чувствуем и распознаем, поступает в головной мозг и там моментально распознается как опасный или безопасный, приятный или неприятный, свой или чужой по тем образам, которые его сопровождают. 

Таким образом, для формирования связи между ароматом и социальным статусом другого человека важны четыре следующих фактора:

  1. Эмоции: приятные запахи поднимают настроение, тогда как неприятные могут вызывать отвращение, тревогу или гнев — и эти реакции мы переносим от того, кто излучает соответствующий аромат. 

  2. Память: ароматы обрабатываются в миндалине и гиппокампе — структурах мозга, отвечающих за эмоции и память, поэтому они очень тесно связаны с нашими воспоминаниями и вызывают такие яркие ассоциации. 

  3. Условные рефлексы: мозг ассоциирует определенные ароматы с принадлежностью к низшему или высшему классу, так как чаще сталкивается с их совместной встречаемостью. Так вырабатываются условные рефлексы. 

  4. Культурный и социальный код: наше восприятие ароматов может быть сформировано культурными и социальными ожиданиями, а также индивидуальным опытом. Например, если в определенной культуре те или иные ароматы ассоциируются с высоким социальным статусом, то люди могут относиться к тем, кто использует такие ароматы, с большим уважением или восхищением. Такие ассоциации могут быть усилены медиа, рекламой и другими факторами, формирующими общественные представления о социальном статусе.

Знание этих механизмов помогает лучше понять, как ароматы влияют на наше восприятие мира и поведение при коммуникации с окружающими.

Чем пахнет бедность

Одним из наиболее распространенных ароматов, связанных с бедностью, является запах керосина или газа — у многих людей он ассоциируется с низким качеством жизни, экономическими трудностями, жилищными проблемами и отсутствием доступа к современным источникам энергии. 

Запах пота или нечистого тела часто напоминает людям о физическом труде и низкооплачиваемых работах, а также ассоциируется с неряшливостью, негигиеничностью и отсутствием доступа к средствам гигиены.

С бедностью также часто связывают запах сигаретного дыма, сивухи и похмельного перегара

Курение было долгое время распространено в менее обеспеченных слоях общества, поэтому его запах может ассоциироваться с плохими привычками, зависимостью и отсутствием заботы о здоровье. Запах дешевого алкоголя — с бедными условиями проживания, алкогольной зависимостью, беспорядочным поведением и некультурным общением.

Запах сырости, затхлости и плохо проветриваемых помещений тоже сигнализирует о жилищных проблемах, низком качестве жизни и неухоженности — как и агрессивный запах химических средств, используемых для дезинфекции и уборки, так как в странах с низким уровнем доходов использование подобных средств может иметь непосредственное отношение к борьбе с антисанитарией. 

От чего зависит реакция на запах бедности

Эмоциональные реакции на ароматы бедности могут отличаться в зависимости от индивидуального опыта, культурных факторов и контекста. Например, запахи керосина или пота могут вызывать как чувство отвращения или дискомфорта, так и сострадания или сочувствия к людям, которые вынуждены жить в неблагополучных условиях. А могут вызывать и приступы сентиментальности или ностальгии — к примеру, когда запах старого дома или даже керосина напоминает человеку о детстве или месте проживания.

Так или иначе, эти реакции на ароматы зачастую зависят от стереотипов и оказывают влияние на наше поведение и отношение к другим — к примеру, на то, будем ли мы общаться с человеком, от которого пахнет сигаретами, или нет. 

Чем пахнет богатство

Если говорить про бумажные деньги, которые мы привыкли держать в руках, то это запах типографской краски, бумаги и человеческого пота. Но в эпоху пластиковых карт и онлайн-платежей запах денег помнят далеко не все, поэтому богатство чаще всего ассоциируется не с запахом купюр, а с тем, что можно себе позволить благодаря им: с курортами и ресторанами, дорогой одеждой, спа и салонами красоты премиального уровня, эксклюзивными бутиками и отелями. Это значит, что все те ароматы, которые заполняют эти пространства, будут ассоциироваться с деньгами, богатством и благополучием.

Из-за них мозг будет воспроизводить образ не только самого отеля, бутика или спа-салона, но и состояние, которое испытывал человек, находясь там, общую атмосферу, красоту и гармоничность интерьера, людей, которые были вокруг, звуки пространства, вкусы, которые он пробовал, доминирующие цвета. Все это будет общей диорамой богатства, активированной через запах.

Точные формулы ароматов, которые используются для создания атмосферы релакса и благополучия, держатся в секрете. Однако можно выделить основные ингредиенты. Прежде всего, это ненавязчивые, мягкие запахи, а также запах чистоты и свежести — как правило, он создается благодаря лаванде, мяте, флердоранжу, бергамоту, зеленому инжиру. Кроме того, это «комфортные», успокаивающие запахи — лучше всего для этого подходят ароматы с нотами амбры, кедра, сосны, сандала, пачули.

Кира Феклисова

Нейропсихолог, гипнолог, член международной ассоциации психологов, ольфакторный терапевт, аромакоуч

Телеграм-канал