1 371

Что делать, если подросток ранит себя

Шок, страх — обычно так родители реагируют, когда видят шрамы или раны на теле ребенка. Затем приходит бессилие и гнев. А подросток только глубже замыкается в себе... Так в чем же причина самоповреждений и как правильно на них реагировать?
Что делать, если подросток ранит себя

При самоповреждающем поведении подросток намеренно наносит себе телесный вред, чтобы уменьшить психологический дистресс или справиться с ним. При этом обычно он психически здоров. Чаще всего подростки повреждают руки или ноги, реже торс.

О самоповреждающем поведении можно говорить, если подобные эпизоды повторяются на протяжении длительного периода. И это не манипуляция или крик о помощи, как часто кажется, ведь подростки обычно повреждают те участки тела, которые скрыты от глаз окружающих. Также это не попытка суицида, хотя риск его возрастает из-за неосторожности и из-за того, что ребенок становится менее чувствительным к боли.

Такое поведение зачастую проходит до 25 лет само. Но это не значит, что взрослым нужно игнорировать его и ничего не предпринимать.

В то же время ошибочно полагать, что боль себе причиняют только аутсайдеры. Да, негативное отношение сверстников — одна из причин селфхарма среди подростков мужского пола. А вот среди девочек к самоповреждающему поведению более склонны популярные отличницы.

Какое поведение подростка должно насторожить взрослых?

  • у него часто появляются порезы, сильные царапины или синяки;
  • на теле много шрамов;
  • часто запирается один в комнате или ванной;
  • носит при себе или хранит в быстром доступе режущие или острые предметы;
  • носит одежду с длинными рукавами даже в жару;
  • нестабильное эмоциональное состояние.

Что чувствует подросток, когда причиняет себе боль 

Чувства, как и причины селфхарма, могут быть разными. Но чаще всего подросток испытывает сильное напряжение, безнадежность и беспомощность, одиночество, чувство пустоты, собственной бессмысленности или малозначимости, никчемности.

Подростка могут одолевать паника, вина, гнев или злость, ненависть, растерянность, тревога, отвержение или желание себя за что-то наказать. Зачастую у него проблемы с самооценкой, он импульсивен, склонен к туннельному восприятию действительности.

Порой самоповржедения служат своеобразной сексуальной разрядкой либо «местью» своему телу за неприятные изменения, которые происходят в подростковом возрасте. Обычно молодые люди говорят, что причиняют себе боль, когда не могут справиться с психоэмоциональным напряжением. Им кажется, что их никто не понимает. И они пытаются заглушить душевную боль заглушить. После этого на время им вроде бы становится легче...

Кроме того, у некоторых подростков (не у всех!) срабатывает защитный механизм, при котором в кровь выбрасываются эндорфины, и они как будто чувствуют удовольствие, эйфорию. Так возникает дополнительное подкрепление данного поведения.

Некоторые также теряют чувствительность. Им кажется, будто это не их тело, и тогда, раня себя, они чувствуют себя живыми. Но есть кое-что общее у подростков, прибегающих к самоповреждениям. Им сложно распознавать и контролировать эмоции, они склонны подавлять и вытеснять их.

У подростков, занимающихся селфхармом, снижается адаптивность: им трудно проживать стрессовые и тяжелые события. Кроме того, у них не получается находить безопасные и экологичные способы для проявления негативных эмоций.

Что делать, если подросток ранит себя

Есть множество факторов, которые могут лежать в основе самоповреждающего поведения, например:

  • насилие: эмоциональное, физическое или психологическое;
  • психологическая травма;
  • буллинг;
  • подражание ровесникам;
  • конфликты со сверстниками;
  • невзаимная влюбленность;
  • смерть важного человека;
  • развод родителей или конфликты в семье;
  • трудность эмоциональной регуляции;
  • пример самоповреждающего поведения в семье;
  • злоупотребление психоактивными веществами.

Но все усугубляется, если отсутствуют теплые, поддерживающие и доверительные отношения с родителем.

Как не надо реагировать? 

Худшее, что взрослый может сделать, — начать читать нотации и ругать подростка за самоповреждения, потому что это лишь усугубит эмоции, с которыми тот и так не может справиться. Но, к сожалению, родители, узнав о самоповреждающем поведении подростка, зачастую сначала пугаются. Потом понимают, что повлиять на него не могут, и начинают злиться, раздражаться, угрожать, уговаривать. Потом переходят к наказаниям либо впадают в панику и пытаются установить контроль над ситуацией.

Если ребенок продолжает действовать подобным образом, родители чувствуют гнев, который не дает им возможности проявить сочувствие к его переживаниям. Какие-либо объяснения также не работают, например: «Ты захочешь потом короткие юбки носить, но из-за шрамов не сможешь». Все это только усугубляет ситуацию и отдаляет подростка от родителя. Он чувствует, что его не понимают. А значит, взрослый теряет возможность помочь ему. Ребенок продолжает вести себя так же, но становится еще более скрытным.

Что делать? 

Самоповреждающее поведение — всего лишь симптом, попытка подростка справиться со своими психологическими проблемами. А вот с ними как раз и нужно работать. Лучшее, что могут сделать родители, — не акцентировать внимание на самоповреждении, но и не игнорировать его.

Следует сосредоточить силы на восстановлении теплых и безопасных отношений с ребенком. Только тогда ему можно будет помочь или хотя бы узнать, в чем причина. Важно помнить, что подростки все еще очень нуждаются в доверительных отношениях с родителями, несмотря на желание стать независимыми от них. А значит, необходимо больше фокусироваться на связи, нежели на контроле и указаниях.

Придумайте общие занятия, прогулки, сделайте их чем-то вроде ритуала. Например, каждую субботу вдвоем с ребенком ходите в его любимую пиццерию, на пороге которой оставляйте все родительские указания и нравоучения. Пусть эти несколько часов станут фундаментом для вашей связи.

Также лучше обратиться к психологу. Он поможет выявить корень проблемы, разобраться, что подростка побуждает к таким действиям, и проработать эту причину. Помимо этого важно работать над эмоциональным интеллектом: учить ребенка идентифицировать и понимать свои эмоции, а также находить более безопасный способ для их выражения. Возможно, родителям тоже придется освоить это умение, но оно того стоит.

Нужно также помочь подростку отслеживать триггеры, которые заставляют его ранить себя. Найдя истинную причину селфхарма, мы можем вместе обнаружить и глубинный мотив для того, чтобы подросток перестать прибегать к самоповреждающему поведению.

Наталья Шошева

Об эксперте

Наталья Шошева — психолог. Ведет семинары, вебинары. Работает со взрослыми при проблемах личного характера, сложностями в отношениях с детьми, трудностями зачатия и вынашивания ребенка. Ее блог.

Источник фотографий: Getty Images
Загрузка...
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

Psychologies приглашает
Конференция

Игры разума и бессознательного

Видеозапись выступлений
новый номерНОЯБРЬ 2020 №55
172Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Мозг: меняем жизнь, меняя мышлениеМозг: меняем жизнь, меняя мышлениеКак было бы здорово, если бы был пульт, способный перематывать пленку жизни назад. Нажал на кнопку — вернулся в прошлое и поступил иначе, сделал другой выбор. Увы, такого пульта нет. Хорошая новость в том, что он и не понадобится, если мы научимся совершать правильный выбор в моменте. И это вполне реально. Как? Об этом мы рассказали на второй ежегодной конференции Psychologies Day, которая прошла 25 октября 2019 года. В этом досье мы собрали наиболее интересные статьи о возможностях нашего мозга. А через год, в октябре 2020, мы расскажем еще больше интересного! До встречи на Psychologies Day 2020! Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты