Что не дает нам обратиться к психологу: преграды внешние и внутренние
Фото
Nik Shuliahin / Unsplash

Половина моих клиентов на первой сессии говорит, что уже давно собирались пойти в терапию, на консультацию, но никак не могли решиться. Сомнения могли одолевать их по несколько лет. Можно себе представить, как долго у человека внутри варится желание, копится необходимость, но не происходит реализации. А проблема при этом нарастает, состояние ухудшается.

Бывает и другой вариант, когда мы пытаемся реализовать желание частично, смотря вебинары психологов, лекции, начиная читать литературу, пролистывая страницы социальных сетей. Но так и не выходим в живой контакт, непосредственно на консультацию к специалисту.

Что же нас останавливает? Я хочу назвать все то, что может возникать у нас в душе и что мы можем даже не осознавать до конца.

Страх

Самое распространенное чувство, даже при сильном желании: и хочу я, и мне страшно. В вопросе живой консультации пугать человека может многое. «А вдруг меня обидят? А если меня отвергнут сразу и не захотят со мной работать? А если моя проблема вообще нерешаемая и мне сразу скажут, что придется так и жить с ней?»

Часто человека пугает, что его направят на прием к врачу за медицинскими препаратами. Страшить может даже путь от своего дома до кабинета: «А вдруг я потеряюсь? А вдруг я опоздаю и меня выгонят или не примут?»

Это чувство иррационально, и не надо в нем искать логику. Самое важное, что мне бы хотелось донести: страх нормален. Мы все чего-то боимся, осознанно или нет. Монстры снаружи на самом деле не такие пугающие, как наши собственные внутри.

Отсутствие гарантий и неопределенность

Нас может остановить ситуация неопределенности, когда я не знаю, что там будет, о чем меня спросят и будут ли хоть какие-то понятные обещания помочь, сроки. Большинству из нас трудно выносить ситуации, в которых мы не понимаем, как себя вести и чего ожидать, это нормальное состояние. Важно честно признать: первый поход к психологу — это новое, неизведанное и, возможно, трудно выносимое событие из-за высокого уровня неопределенности. Это состояние полностью уходит на первой встрече, когда психолог рассказывает, как устроена работа.

Стыд

Стыд — это переживание собственной «плохости». И могут возникать мысли: «Если мне надо к психологу, получается, я какой-то или какая-то ненормальный(-ая)? Я что? сам(а) не справлюсь, я слабый(-ая)? Я глупый(-ая)?»

Стыд — одно из самых сильных останавливающих и неприятных чувств. Ловя себя в этой точке, важно помнить: обращаться к психологу не стыдно! Мы идем к специалистам в первую очередь для улучшения качества собственной жизни, а это абсолютно нормально.

Нехватка внутренней и внешней поддержки

Это отсутствие внутри поддерживающей фигуры, которая в трудных ситуациях может сказать: «Все в порядке, продолжай, ты молодец и справишься». Это голос одобрения внутри нас.

В детстве эти фигуры находятся снаружи, проявляются в лице наших близких. С годами они интегрируются в нас, становятся нашими собственными голосами поддержки. Увы, не всем везет: не все получают в детстве и не все могут сохранить такую поддержку внутри себя.

А еще, говоря близким о своем желании обратиться к психологу, мы запросто можем услышать, что это нам не нужно. И получить советы отправиться в спортивный зал или поговорить с подругой. Не будем винить близких в этом — их самих идея обращения к психологу может пугать.

Обесценивание (свое и чужое)

Это процесс, когда другие или мы сами принижаем значимость наших трудностей. Пример собственного обесценивания: «Подумаешь, проблема, я же не ребенок, голодающий в Африке». Пример чужого обесценивания: «Ой, прекрати, не так уж ты и страдаешь, всем сейчас сложно и ничего, погрустишь — и все пройдет».

Встреча с реальными своими чувствами и их понимание поможет найти опору и все-таки попробовать сделать свою жизнь лучше. Для того чтобы прийти к психологу, нужно созреть внутри на 70%. Это очень большая и сложная внутренняя работа.

Работа со специалистом — это попытка узнать себя, как мы устроены, чтобы улучшить качество жизни и стать счастливым. Вполне нормально приходить просто из любопытства и желания жить по-другому — лучше, красочнее, более полно. Также нормально задумываться об изменении семейных сценариев и воспитании собственных детей с другими паттернами поведения.

Жизнь гораздо шире, чем наше представление о ней. И это понимание дает нам возможность вместе со специалистом расширить веер возможностей и взглядов на собственную жизнь. 

Василиса Долгополова
Василиса Долгополова

Клинический психолог, практикующий гештальт-терапевт, действительный член РПА.

Личный сайт