«Психика с таким никогда не имела дела, и оттого нам еще страшнее»
Арина, 33 года, пиар-менеджер
«Выбивает из колеи именно то, что это какой-то совершенно новый для большинства из нас опыт. Раньше военные фильмы и рассказы моей прабабушки о Второй мировой я воспринимала как нечто, что уже давно живет в учебнике истории. Так что, думаю, тяжело еще и оттого, что психика просто отказывается иметь с этими новостями дело.
И тем не менее — надо продолжать жить. В моей семье нет молодых мужчин, которых мобилизация могла бы затронуть напрямую, но у меня прежде всего ответственность за свое собственное душевное благополучие. И если полноценно, как прежде, радоваться жизни не получится, то обрести какой-то внутренний баланс вполне в моих силах.
Я вспомнила, что мне обычно помогало при сильном стрессе, и стараюсь переложить этот опыт на текущую ситуацию, несмотря на все ее экстраординарность.
Сначала о том, что точно не работает. Для меня это попытка загрузить себя выше головы новыми рабочими задачами. Взяться за самые сложные проекты. Это только увеличивает тревожность. И помимо новостной ленты, которую, хочешь ты этого или нет, проверяешь непрерывно, добавляется нервозность от груза новой ответственности. В результате — еще большее эмоциональное выгорание. Так что с «великими делами», требующими дополнительных нервных ресурсов, лучше повременить.
Что я делаю
Больше готовлю. Обязательно что-то полезное, но при этом достаточно трудоемкое. Например, суп или рагу, требующие тщательной нарезки разных овощей. Такой род концентрации, результат которой тебя не слишком ко многому обязывает, очень помогает. Не секрет, что в период стресса хочется сладкого. Я не покупаю готовую выпечку или конфеты, а пеку шарлотки, ягодные пироги, делаю муссы. Дома пахнет специями, ванилью, что создает уют, напоминает о детстве и действует успокоительно.
Навожу порядок. Сортирую вещи, отношу ненужное в благотворительность. Чистота и избавление от лишнего дает возможность сделать символический глубокий вдох и выдох.
Иду в косметический магазин и пробую что-то новое. Казалось бы, познакомиться с новыми палетками или пудрой — такая ерунда. Однако все то, что помогает хотя бы на час разгрузить голову от новостей, идет нам на помощь. Именно сейчас не стоит недооценивать маленькие радости и считать, что они бессмысленны и неуместны. Напротив, нужны как никогда. Советую только не покупать в таком состоянии духи — есть риск, что потом этот аромат начнет ассоциироваться со временем, когда вам было тяжело.
Стала чаще встречаться с теми, кто особенно близок. С друзьями мы не кормим друг друга новостными ужасами и не пугаем предстоящими катастрофами, которые ежеминутно предрекает лента «Телеги». Мы встречаемся на чашку чая или бокал вина, играем в литературное квесты, в общем, делаем то, что всегда любили. Это не значит, что мы превратились в страусов, отказывающихся встречаться с реальностью. Конечно, говорим и о происходящем, обсуждаем, как будем действовать дальше. Если у вас есть близкие люди — постарайтесь их объединить и создать прочный нетворкинг. Собираться можно дома, это очень сближает. Тут и пирог, который вы сами испекли, пригодится.
«Муж должен все решить сам. Я могу помочь только тем, что буду спокойна»
Алена, 35 лет, бухгалтер
«Мужа не призывали, но он рвется добровольцем. Даже, к моему ужасу, сам ходил в военкомат, ему отказали. Пробовала с ним говорить, плакала, умоляла. Состояние было, словно меня ведут на гильотину. Потом мой организм сказал — стоп. Мы с мужем живы и здоровы, и калечу я себя сама. Изменить его решение я не могу.
В конце концов я признала, что взрослый мужчина имеет право решать такие вопросы самостоятельно. Однако и за собой оставляю право принять или не принять его решение, если все-таки случится, что он уедет. От понимания того, что даже в этой невыносимой ситуации у меня есть и свой индивидуальный выбор, стало легче.
Что я делаю
После этого я разработала для себя план и попробовала минимизировать вред от того, к чему приводит внутренний раздрай.
Убрала мешанину в еде, слежу за тем, что и когда ем. Дисциплина в питании немного снижает стресс. Наверное, тем самым мы даем мозгу какую-то стабильность.
Отказалась от алкоголя. Поняла, что вино сиюминутно помогает снять напряжение, но потом от этого только хуже.
Вечерами гуляю и вытаскиваю на прогулки мужа. В такие напряженные моменты особенно остро чувствую, как он мне дорог. И когда мы идем, даже под дождем, держась за руки, тревога постепенно меня отпускает. На смену ей приходит благодарность жизни за то, что рядом со мной любимый человек.
Устраиваю новостной детокс. За пару часов до сна ничего из новостей не читаю и не слушаю. Смотрю фильмы, перечитываю любимую книгу. Ведь если узнаю о чем-то утром следующего дня — ничего ни в мире, ни моей жизни не изменится.
Эта книга — незабываемая история выживания и исцеления, история освобождения и силы человеческого духа. Она показывает, что мы всегда можем выбирать, чему нас учит жизнь и как относиться к происходящему. Это книга, которая изменит жизнь и подарит поколениям читателей поддержку.