«Она такая красавица… Наверное, еще и человек хороший, добрый», «Фу, какой полноватый, неухоженный… Явно недалекий тип» — подобные необъективные оценки являются результатом когнитивного искажения, которое психологи называют гало-эффектом, или эффектом ореола. Оно описывают склонность переносить первое впечатление о человеке на другие его качества.
Как возникает гало-эффект
Это явление впервые описал американский психолог Эдвард Торндайк в 1920 году. Он проводил эксперименты в армии: офицеры должны были оценить своих солдат по ряду параметров — от физической формы до интеллекта и лидерства. И чем выше была оценка по первому параметру, тем выше оценивались и все остальные.
Позже он проводил и другие исследования. Например, участникам одного из них показывали фото якобы авторов эссе, которое получало разные оценки в зависимости от привлекательности «автора». Чем красивее человек — тем выше оценка. Так Торндайк доказал, что люди склонны судить по «обложке».
Гало-эффект работает особенно сильно при дефиците времени или информационной перегрузке. А еще когда человек напоминает нам кого-то близкого, с кем мы в хороших отношениях.
Психолог и специалист по финансовому менеджменту Юлия Тарибо объяснила его так: «Гало-эффект связан со стремлением мозга как можно быстрее сориентироваться в ситуации. Внешность — первая информация, которую мы получаем о человеке. Оценка по „обложке“ — способ сэкономить силы, хотя часто и приводит к ошибкам».
Тест: Насколько вы подвержены когнитивным искажениям?
- 1/10
Вы предложили другу вместе пообедать, а потом сходить в кино. Он согласен перекусить, а вот на просмотр фильма времени уже не находит. Как вы отреагируете?
Все или ничего! Если он не согласен, то отменю встречу, ведь я хочу пообщаться с другом и обязательно обсудить кино после показа
Соглашусь, ведь пообедать вместе тоже здорово
Ничего страшного. Договорюсь о встрече в другой день, а в кино приглашу другого приятеля
Где проявляется гало-эффект и чем он опасен
Гало-эффект влияет на множество сфер жизни и может приводить к серьезным для общества последствиям:
Правосудие. Ряд исследований, например, проведенное Джоном Стюартом в 1980 году и описанное в Journal of Applied Social Psychology, показали: физически привлекательным подсудимым назначают более мягкие наказания, даже при одинаковой степени вины.
Карьера и HR. Кандидат, который выглядит уверенным, ухоженным, обаятельным, чаще получает предложение о работе. Внешний вид может затмить реальные компетенции. Как, к сожалению, и наоборот.
Образование. Известный «эффект зачетки»: если на первом курсе студент показал себя как ответственный, вежливый, с хорошо подвешенным языком, позже преподаватели склонны прощать ему слабую подготовку.
Маркетинг. Если товар/бренд нам симпатичен, мы склонны завышать оценки всем его характеристикам. Поэтому популярные марки легко запускают новые продукты — потребители доверяют по инерции. А в отдел продаж часто набираются люди с особым типом внешности и располагающие к себе.
Политика и шоу-бизнес. Если человек успешен в одной области — мы часто думаем, что он будет хорош и в другой. Отсюда успех актеров, спортсменов и шоуменов на выборах. Хотя этим людям от принятия серьезных управленческих решений часто стоит держаться подальше.
Несложно понять, какие последствия имеет эффект ореола и для жизни конкретного человека:
ошибки в выборе партнера или друзей — человек может быть не тем, кем кажется;
ошибки в найме и проблемы в карьере, когда выбирают просто более привлекательного кандидата;
несправедливости в разных сферах — менее красивые люди недооцениваются, их идеи игнорируют;
снижение самооценки — если человек не вписывается в шаблоны привлекательности;
манипуляции — часто мошенники и потенциальные абьюзеры сначала представляются исключительно обаятельными людьми
Можно ли уменьшить влияние эффекта ореола?
К сожалению, полностью устранить влияние эффекта гало мы не можем. Но оградить себя от него при принятии важных решений — да. Психолог Юлия Тарибо предлагает:
Разделять параметры. Отделяйте внешность от профессионализма, голос — от интеллекта, харизму — от моральных качеств.
Давать себе время. Не делайте выводов на первом свидании, собеседовании или встрече. Позвольте человеку проявиться.
Фиксировать факты. Что человек реально сделал? Какие результаты показал?
Быть осознанными. Напоминайте себе: первое впечатление — не финальный приговор.
Насколько внешность реально важна?
«Встречают по одежке, провожают по уму» — эту идею не один год стараются проверить исследователи. В целом они показывают: физическая привлекательность действительно дает преимущество в начале — будь то отношения, карьера или даже восприятие личных качеств. Но в долгосрочной перспективе она теряет свое влияние. Тем не менее отказываться от ухода за собой, внимания к внешнему виду точно не стоит, как считают некоторые.
Профессор психологии Рональд Э. Риггио в статье для Psychology Today подчеркивает: мы склонны недооценивать важность физической привлекательности в стабильных отношениях. Многие люди в браке страдают от того, что их вторая половина со временем перестает следить за одеждой, гигиеной, здоровьем. И как минимум в первые семь лет отношений внешность крайне важна. Речь, конечно, не о врожденной красоте, а об ухоженности и желании оставаться интересным для другого человека.
Если партнер перестает видеть в другом сексуальность и чувствовать визуальный отклик, близость и страсть ослабевают
Еще одно американское исследование Plaut, Adams & Anderson (2009), в рамках которого анализировали взаимосвязь внешности и субъективного благополучия, показало: картина значительно варьируется в зависимости от социального контекста. В мегаполисах, где преобладает визуальная культура и сильна конкуренция, красивым людям проще добиться успеха — им чаще улыбаются, охотнее идут навстречу, доверяют. Но в небольших городках, где больше ценятся доброта, эмпатия, забота, внешняя привлекательность перестает играть главную роль. То же самое, если человек растет в среде, где культивируются другие ценности.
Это касается всех стран и культур. Наверняка вы знаете, что в западноевропейских странах такие процедуры, как контурная пластика губ или наращивание ресниц, не очень популярны. А в среде выходцев с Ближнего Востока и у многих жительниц России напротив, считаются чуть ли не must have в уходе за собой.
А в исследовании «Beauty in Mind: The Effects of Physical Attractiveness on Psychological Well-Being and Distress» (2015), опубликованном в Journal of Happiness Studies, ученые проанализировали, как восприятие собственной внешности влияет на психическое здоровье на разных этапах жизни. И пришли к выводу, что в в юности и молодости люди с высокой оценкой их внешности действительно чувствуют себя счастливее, увереннее и чаще вступают в социальные контакты, но с возрастом влияние этого фактора ослабевает. После 40–50 лет психическое благополучие все чаще связано со здоровьем, поддержкой от близких, профессиональной реализацией и наличием своего места в жизни.
Как технологии помогут нам быть честнее
Гало-эффект — это особенность мозга. И в некоторых сферах его теперь легко обойти: например, интеграция искусственного интеллекта в отбор персонала или анализ судебной практики может устранить влияние внешности на процесс принятия решения:
AI-системы могут оценивать навыки и опыт кандидатов без доступа к их фотографиям или анализируя на фото только черты характера, которые важны для успеха в работе.
В суде алгоритмы могут контролировать, насколько последовательно принимаются решения по схожим делам.
Также ИИ может подсвечивать проблему предвзятости в решениях в целом в любом коллективе.
Но есть проблема: если ИИ учится на искаженных данных, проблема только усугубится. Поэтому осознанное использование технологий должно идти рука об руку с критическим мышлением и этикой.
Новый тренд на симпатию к «некрасивым»
Кстати, похоже, что в поколении Z стандарты привлекательности пересматриваются. Как ни странно, зумеры все чаще выбирает партнеров, которых раньше сочли бы некрасивыми. А в соцсетях появился тренд, уже получивший название шрекинг — отсылка к мультипликационному герою Шреку, внешне далекому от классических канонов.
Шрекинг — про склонность ценить внутренние качества, эмоциональную доступность, чувство юмора, надежность, даже если человек далек от глянцевой «красоты». Правда, иногда за выбором «некрасивого» партнера может стоять желание эмоционального комфорта: такой человек воспринимается как менее опасный, более надежный, не склонный к изменам или нарциссизму, — люди стали более психологически грамотными и о таких угрозах теперь знают чуть ли не с пеленок.
Вероятно, эффект ореола отходит на второй план, уступая место более глубокой симпатии. Но так это или нет — выяснят будущие исследования.