Что такое гало-эффект: почему мы оцениваем людей по внешности и чем это опасно | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Она такая красавица… Наверное, еще и человек хороший, добрый», «Фу, какой полноватый, неухоженный… Явно недалекий тип» — подобные необъективные оценки являются результатом когнитивного искажения, которое психологи называют гало-эффектом, или эффектом ореола. Оно описывают склонность переносить первое впечатление о человеке на другие его качества.

Как возникает гало-эффект

Это явление впервые описал американский психолог Эдвард Торндайк в 1920 году. Он проводил эксперименты в армии: офицеры должны были оценить своих солдат по ряду параметров — от физической формы до интеллекта и лидерства. И чем выше была оценка по первому параметру, тем выше оценивались и все остальные.

Позже он проводил и другие исследования. Например, участникам одного из них показывали фото якобы авторов эссе, которое получало разные оценки в зависимости от привлекательности «автора». Чем красивее человек — тем выше оценка. Так Торндайк доказал, что люди склонны судить по «обложке».

Гало-эффект работает особенно сильно при дефиците времени или информационной перегрузке. А еще когда человек напоминает нам кого-то близкого, с кем мы в хороших отношениях.

Психолог и специалист по финансовому менеджменту Юлия Тарибо объяснила его так: «Гало-эффект связан со стремлением мозга как можно быстрее сориентироваться в ситуации. Внешность — первая информация, которую мы получаем о человеке. Оценка по „обложке“ — способ сэкономить силы, хотя часто и приводит к ошибкам».

Тест
Тест: Насколько вы подвержены когнитивным искажениям?
1/10

Вы предложили другу вместе пообедать, а потом сходить в кино. Он согласен перекусить, а вот на просмотр фильма времени уже не находит. Как вы отреагируете?

Все или ничего! Если он не согласен, то отменю встречу, ведь я хочу пообщаться с другом и обязательно обсудить кино после показа

Соглашусь, ведь пообедать вместе тоже здорово

Ничего страшного. Договорюсь о встрече в другой день, а в кино приглашу другого приятеля

Где проявляется гало-эффект и чем он опасен

Гало-эффект влияет на множество сфер жизни и может приводить к серьезным для общества последствиям:

  • Правосудие. Ряд исследований, например, проведенное Джоном Стюартом в 1980 году и описанное в Journal of Applied Social Psychology, показали: физически привлекательным подсудимым назначают более мягкие наказания, даже при одинаковой степени вины.

  • Карьера и HR. Кандидат, который выглядит уверенным, ухоженным, обаятельным, чаще получает предложение о работе. Внешний вид может затмить реальные компетенции. Как, к сожалению, и наоборот.

  • Образование. Известный «эффект зачетки»: если на первом курсе студент показал себя как ответственный, вежливый, с хорошо подвешенным языком, позже преподаватели склонны прощать ему слабую подготовку.

  • Маркетинг. Если товар/бренд нам симпатичен, мы склонны завышать оценки всем его характеристикам. Поэтому популярные марки легко запускают новые продукты — потребители доверяют по инерции. А в отдел продаж часто набираются люди с особым типом внешности и располагающие к себе.

  • Политика и шоу-бизнес. Если человек успешен в одной области — мы часто думаем, что он будет хорош и в другой. Отсюда успех актеров, спортсменов и шоуменов на выборах. Хотя этим людям от принятия серьезных управленческих решений часто стоит держаться подальше.

Несложно понять, какие последствия имеет эффект ореола и для жизни конкретного человека:

  • ошибки в выборе партнера или друзей — человек может быть не тем, кем кажется;

  • ошибки в найме и проблемы в карьере, когда выбирают просто более привлекательного кандидата;

  • несправедливости в разных сферах — менее красивые люди недооцениваются, их идеи игнорируют;

  • снижение самооценки — если человек не вписывается в шаблоны привлекательности;

  • манипуляции — часто мошенники и потенциальные абьюзеры сначала представляются исключительно обаятельными людьми

Можно ли уменьшить влияние эффекта ореола?

К сожалению, полностью устранить влияние эффекта гало мы не можем. Но оградить себя от него при принятии важных решений — да. Психолог Юлия Тарибо предлагает:

  1. Разделять параметры. Отделяйте внешность от профессионализма, голос — от интеллекта, харизму — от моральных качеств.

  2. Давать себе время. Не делайте выводов на первом свидании, собеседовании или встрече. Позвольте человеку проявиться.

  3. Фиксировать факты. Что человек реально сделал? Какие результаты показал?

  4. Быть осознанными. Напоминайте себе: первое впечатление — не финальный приговор.

Насколько внешность реально важна?

«Встречают по одежке, провожают по уму» — эту идею не один год стараются проверить исследователи. В целом они показывают: физическая привлекательность действительно дает преимущество в начале — будь то отношения, карьера или даже восприятие личных качеств. Но в долгосрочной перспективе она теряет свое влияние. Тем не менее отказываться от ухода за собой, внимания к внешнему виду точно не стоит, как считают некоторые.

Профессор психологии Рональд Э. Риггио в статье для Psychology Today подчеркивает: мы склонны недооценивать важность физической привлекательности в стабильных отношениях. Многие люди в браке страдают от того, что их вторая половина со временем перестает следить за одеждой, гигиеной, здоровьем. И как минимум в первые семь лет отношений внешность крайне важна. Речь, конечно, не о врожденной красоте, а об ухоженности и желании оставаться интересным для другого человека.

Если партнер перестает видеть в другом сексуальность и чувствовать визуальный отклик, близость и страсть ослабевают

Еще одно американское исследование Plaut, Adams & Anderson (2009), в рамках которого анализировали взаимосвязь внешности и субъективного благополучия, показало: картина значительно варьируется в зависимости от социального контекста. В мегаполисах, где преобладает визуальная культура и сильна конкуренция, красивым людям проще добиться успеха — им чаще улыбаются, охотнее идут навстречу, доверяют. Но в небольших городках, где больше ценятся доброта, эмпатия, забота, внешняя привлекательность перестает играть главную роль. То же самое, если человек растет в среде, где культивируются другие ценности.

Это касается всех стран и культур. Наверняка вы знаете, что в западноевропейских странах такие процедуры, как контурная пластика губ или наращивание ресниц, не очень популярны. А в среде выходцев с Ближнего Востока и у многих жительниц России напротив, считаются чуть ли не must have в уходе за собой.

А в исследовании «Beauty in Mind: The Effects of Physical Attractiveness on Psychological Well-Being and Distress» (2015), опубликованном в Journal of Happiness Studies, ученые проанализировали, как восприятие собственной внешности влияет на психическое здоровье на разных этапах жизни. И пришли к выводу, что в в юности и молодости люди с высокой оценкой их внешности действительно чувствуют себя счастливее, увереннее и чаще вступают в социальные контакты, но с возрастом влияние этого фактора ослабевает. После 40–50 лет психическое благополучие все чаще связано со здоровьем, поддержкой от близких, профессиональной реализацией и наличием своего места в жизни.

Как технологии помогут нам быть честнее

Гало-эффект — это особенность мозга. И в некоторых сферах его теперь легко обойти: например, интеграция искусственного интеллекта в отбор персонала или анализ судебной практики может устранить влияние внешности на процесс принятия решения:

  • AI-системы могут оценивать навыки и опыт кандидатов без доступа к их фотографиям или анализируя на фото только черты характера, которые важны для успеха в работе.

  • В суде алгоритмы могут контролировать, насколько последовательно принимаются решения по схожим делам.

Также ИИ может подсвечивать проблему предвзятости в решениях в целом в любом коллективе.

Но есть проблема: если ИИ учится на искаженных данных, проблема только усугубится. Поэтому осознанное использование технологий должно идти рука об руку с критическим мышлением и этикой.

Новый тренд на симпатию к «некрасивым»

Кстати, похоже, что в поколении Z стандарты привлекательности пересматриваются. Как ни странно, зумеры все чаще выбирает партнеров, которых раньше сочли бы некрасивыми. А в соцсетях появился тренд, уже получивший название шрекинг — отсылка к мультипликационному герою Шреку, внешне далекому от классических канонов.

Шрекинг — про склонность ценить внутренние качества, эмоциональную доступность, чувство юмора, надежность, даже если человек далек от глянцевой «красоты». Правда, иногда за выбором «некрасивого» партнера может стоять желание эмоционального комфорта: такой человек воспринимается как менее опасный, более надежный, не склонный к изменам или нарциссизму, — люди стали более психологически грамотными и о таких угрозах теперь знают чуть ли не с пеленок.

Вероятно, эффект ореола отходит на второй план, уступая место более глубокой симпатии. Но так это или нет — выяснят будущие исследования.

По материалам Marie Claire, Psychology Today, Research Gate, Journal of International Assosiation of Relationship Research