Что такое наджинг: как мягко направлять поведение ребенка или взрослого
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Давно известно, что человек охотнее делает те вещи, в которых заинтересован лично. Это касается и взрослых, и детей. Согласитесь, насколько проще было бы жить, будь процесс воспитания эффективен при простом алгоритме «родитель сказал — ребенок выполнил». К сожалению — или к счастью? — такой подход не работает.

Ребенок — это личность. Пусть еще не сформировавшаяся до конца, но, тем не менее, имеющая свои привычки, предпочтения, мнения и желания. Он хочет сам участвовать в своем развитии и принимать решения. Часто родители изо всех сил препятствуют такому проявлению самостоятельности, аргументируя это тем, что их чадо не в состоянии осознать, что для него будет полезно.

Но что если воспользоваться стремлением ребенка все решать самому? Ведь есть такой удобный и полезный инструмент, как наджинг, который поможет сделать процесс контролируемым!

Почему наджинг работает?

Термин «наджинг» относительно новый. Он был введен поведенческими экономистами Ричардом Талером и Кассом Санстейном только в 2008 году. В своей книге «Nudge. Архитектура выбора» они пишут, что люди совершают выбор двумя способами: рационально или автоматически. Идея наджинга заключается в том, что можно подтолкнуть человека к правильному решению, сделав его выбор автоматическим.

Что такое наджинг

Наджинг (англ. nudge — «подталкивать») — это способ привести человека к решению, используя подсказки, сигналы и стимулы, оставляющие свободу выбора. С наджингом мы подсвечиваем нужную траекторию, но шаг в верном направлении ребенок должен сделать сам.

Технология подталкивания создает у него иллюзию самостоятельно принятого решения, и поэтому оно воспринимается им как собственное

Всегда приятно знать, что ты сам сделал выводы и принял решение. Именно поэтому к наджингу нельзя отнести законы, требования, предупреждения и ограничения. Они не предусматривают альтернативы, а значит, у ребенка нет выбора. Информация усваивается и воспринимается лучше, если на человека не оказывается давление. 

«Темная» сторона 

У теории подталкивания много сторонников, но также и противников, которых в первую очередь смущает этическая сторона вопроса.

Дело в том, что инструменты наджинга в прямом смысле помогают сбить человека с толку, заставить его изменить свой взгляд или принять решение, выгодное не только ему, но и другим. Этим, в частности, пользуются маркетологи.

Наджинг активно используется в рекламе в качестве инструмента манипуляции

«Купите диван, подушки в подарок»… «Количество мест ограничено»… Все эти уловки заставляют нас покупать или выбирать услуги, и, согласитесь, не всегда это решение может быть правильным или полезным для человека.

Однако в современном мире для теории подталкивания есть много возможностей, в том числе и социально значимых. Например, подключение автоплатежей по умолчанию позволяют человеку не накапливать задолженности. Яркие принты в виде следов на асфальте, ведущие к мусорному баку, подталкивают прохожих выкидывать свой мусор не на дорогу, а в контейнер. А фитнес-браслеты, предосталяющие нам данные о состоянии организма, помогают эффективно бороться с избыточным весом и диабетом.

Применение в коллективе

Наджинг — это также распространенный прием, который используют компании для организации бизнес-пространства и мягкого «воспитания» сотрудников. Например, многие организации вводят программу «чистые столы», стремясь подтолкнуть своих сотрудников к поддержанию порядка на рабочем месте.

Это часто подают в формате геймификации, то есть задействуют игровой момент — например, устраивают конкурс с премией на самое чистое и красивое рабочее место. Также подталкивающим шагом становится создание красивого, дизайнерского рабочего пространства, в которое заваленный бумагами стол просто не вписывается, или переход на электронный документооборот.

Наджинг — это просто инструмент, и все зависит от того, с какой целью вы собираетесь им воспользоваться

Работодатели используют наджинг и для продвижения здорового образа жизни: освобождают сотрудников вечером пораньше, чтобы у них была возможность сходить в спортзал, организовывают различные спортивные марафоны и соревнования между подразделениями или выделяют помещение для тренажеров. Совместная активность вводит людей в правильное ресурсное состояние. Энергии становится больше, и они готовы в том числе отдавать ее работе.

Мотивация — залог успеха 

Движущая сила наджинга — это мотивация и внутреннее планирование. Проще говоря, человек хочет делать то, что принесет ему выгоду или откажется полезным сейчас или в будущем. В то время как долгосрочное планирование свойственно в большей степени взрослому, ребенок больше сконцентрирован на легкодостижимых целях. Поэтому, используя наджинг как средство воспитания, всегда нужно об этом помнить.

Пример 1

Одна из тенденций современного образования — ранняя профориентация. Разделение на профильные классы во многих школах начинается с 6-7 класса. Однако для ученика средней школы выбор профессии и поступление в вуз — это настолько далекое событие, что оно само по себе не может являться мотиватором. Поэтому бесполезно подкидывать семиклашке буклеты университетов.

Но если вы хотите заинтересовать ребенка какой-либо профессией и мотивировать его развивать какие-либо способности, можно использовать другие способы. Например, предложить ребенку выбрать самостоятельно кружок или развивающие курсы, которые помогут ему в будущем с профориентацией. Или вдохновлять его фильмами-биографиями успешных людей разных профессий. 

Пример 2

Если вы хотите приучить малыша к здоровой пище и снизить потребление сахара, можно убрать сладости на дальнюю полку, а на виду оставить здоровые перекусы — фрукты, орехи, овощные палочки. При виде того, что доступно, ребенок может не сразу вспомнить о конфетах, а если он будет регулярно находить на кухне полезные продукты, то быстрее привыкнет перекусывать ими.

Такой прием можно использовать и в учебных заведениях и организациях: полезные блюда и продукты в столовых выставлять на самые видные места, подталкивая студентов и сотрудников к правильному выбору.

Пример 3

Позитивная мотивация дает больший эффект для вдохновения. Это работает и в личной жизни, и не работе. Например, все мы хотим, чтобы у ребенка в комнате было чисто. Дети обычно сопротивляются прямым поручениям и приказам, потому что это их пространство, и они создают его в удобном для себя формате.

В этой ситуации у нас есть два пути: мы можем постоянно твердить им, что в комнате пыльно, грязно, и постоянно напоминать об уборке, или использовать наджинг. Например, объяснить ребенку, что чистота в комнате — это вопрос гигиены и здоровья.

Также можно найти в сети модного блогера, который снимает контент на тему аккуратного хранения вещей, порядка и дизайна

Или предложить ребенку самостоятельно изменить что-то в своей комнате с точки зрения дизайна: сделать перестановку, выбрать цветовую гамму, мебель — то есть создать пространство с учетом его пожеланий.

Если к дизайну и эргономике комнаты ребенок сам приложил руку и старания, он будет больше мотивирован поддерживать ее в чистоте. Таким образом мы не навязываем ему свое видение пространства, а даем возможность проявить самостоятельность и тем самым сделать шаг в верном направлении. 

Пример 4

Если родители обеспокоены здоровьем ребенка и хотят, чтобы он занимался спортом, важно не принуждать его к какому-то конкретному виду активности, а позволить выбрать ее самостоятельно. Тогда ребенок будет больше мотивирован для занятий спортом — он будет ходить в секцию не потому, что надо, а потому, что ему нравится. И наша задача будет выполнена.

Самое главное преимущество наджинга состоит в том, что мы можем привести людей к правильным и полезным решениям без принуждения. Главное — понять, какие аргументы будут весомы и могут оказать экологичное и позитивное влияние. 

Оксана Набок

Эксперт по управлению изменениями и организационному развитию, HR, бизнес-тренер