Валентина Паевская — детский нейропсихолог, клинический психолог и писатель, чья последняя книга — «Несколько детей в семье. Воспитание без ревности и обид» — вошла в топ-20 лучших книг по психологии в России в 2025 году по версии Psychologies.ru, стала гостем нового выпуска подкаста блогера и предпринимателя Александра Соколовского. Ведущий и эксперт обсудили, что необходимо для развития у ребенка воли и почему интерес к гаджетам — не главная проблема в этом вопросе.
Как вырастить волевого ребенка
По словам Валентины Паевской, воля — это не черта характера, а функция мозга, за которую отвечают медленно развивающиеся лобные доли. Чтобы научиться делать «через не хочу», нужна система «надо»: «Это „надо“ появляется внутренне. Если родитель не ставит „надо“, то его ставит социум. Вопрос — кто и как».
При этом сила воли растет не из нотаций, а из примера. Если взрослый сам не может убрать телефон, не стоит ждать от ребенка осознанности. «Все хотят, чтобы ребенок сам открыл книжку и учил английский. Но мама вечером не может показать пример волевого поведения и отложить телефон на время ужина. Вы можете делать все, что хотите, но только попробуйте, не сделав что-то сами, давать подзатыльники детям за двойки в школе», — отмечает эксперт.
Какую роль играет нервная система
Дело в том, что поведение ребенка — это не всегда вопрос воспитания. Иногда это просто нейродинамика — врожденные особенности нервной системы: скорость реакции, выносливость, объем допустимых нагрузок, чувствительность к стрессу. «По-русски это называют темпераментом. Характер формируется у ребенка в течение жизни. А вот передаются только темпераментальные особенности — и это сила выносливости нервной системы», — уточняет детский психолог.
Родитель не обязан быть похожим на ребенка, но он обязан чувствовать его темп, ритм и предел. Именно в непонимании этих различий чаще всего и возникают конфликты. Самым худшим сценарием Валентина Паевская считает дуэт из гиперактивной мамы и медлительного ребенка: «Мы разводим их в разные стороны, потому что маму выбешивает, что ребенок штаны натягивает 30 минут, тогда как она уже и квартиру убрала, и ужин приготовила».
Невоспитанность или перегруз
Капризы, лень, отказ идти на секцию — часто тоже не про поведение и воспитание, а про перегруз. По словам эксперта, нервная система ребенка может просто не справляться с количеством стимулов: «У каждого возраста своя выносливость. Вот мне 5 лет, у меня есть „стакан“ энергии на день. Мне за сегодня нужно научиться быстрее одеваться, есть, собираться, еще нужно собрать лего, побегать с ребятами. И тут мне ставят мультик. Моя емкость резко наполнилась, начинается перегруз. А когда мы перегружены, мы не глубоко спим — лобные доли не отдыхают, не делают апгрейд мозга. И с утра ребенок встает не отдохнувший».
На этом фоне у ребенка снижается саморегуляция: он легко срывается, плачет, отказывается от занятий. Если взрослый вечером устал и срывается из-за пустяка — понятно. Но ребенок с незрелыми лобными долями реагирует в несколько раз сильнее. Так же и диагнозы вроде СДВГ в ряде случаев не патология, а реакция на перевозбуждение: «У любого ребенка с СДВГ надо убрать гаджет, мозг не выносит такой нагрузки. Половина детей становятся без диагноза, потому что убрали перевозбуждение».
При этом детский психолог подчеркивает, что проблема не в самих устройствах, а в потоке несопровождаемого контента и отсутствии контроля: «Если сравнить двух детей двух лет — один смотрит мультики, второй нет, — разницу видно невооруженным глазом. Это другой взгляд, инфантильность, склонность к депрессиям. Но нужны не запреты, а чтобы родитель был рядом, обсуждал, включался в контекст».
Почему детям важно скучать и лениться
Лень — это не диагноз и не черта характера. Она возникает, когда ребенок сталкивается с задачей, к которой еще не готов: «Все дети ничего не хотят, у них только формируются навыки. Когда я что-то не умею делать идеально, конечно, я ленюсь. Дети сталкиваются со своими возрастными страхами».
Нейропсихолог утверждает: одна из главных потребностей ребенка — покой и скука, без гаджетов и стимулов. Но именно это родители боятся давать: «Современные родители не выносят детскую скуку, когда ребенок просто слоняется. А это, наоборот, хорошо. Он через скуку чувствует себя. Слонялся, выкинул половину игрушек, а потом вдруг занялся какой-то историей и сидит — он себя нашел. Дайте ребенку поскучать — это самое полезное, что вы можете с ним сделать».