«Эффект Манделы»: как работает ложная визуальная память
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Эффект Манделы» — психологический феномен, при котором у множества людей по неясным причинам складывается искаженное представление о событиях, произошедших в прошлом.

Его назвали по имени первого темнокожего президента ЮАР Нельсона Манделы: после его смерти в 2013 году выяснилось, что большая часть человечества почему-то была уверена, что этот выдающийся политический деятель еще в 1980-х годах скончался в тюрьме.

Исследователи из Чикагского университета (США), препринт статьи которых опубликован в журнале Psychological Science, доказали, что существует визуальный «эффект Манделы». Так, среди людей распространены ложные воспоминания о том, как выглядят различные логотипы популярных брендов и персонажи массовой культуры, например «Богатый дядюшка Толстосум», талисман настольной игры «Монополия», или покемон Пикачу.

Ученые провели серию экспериментов, в ходе которых демонстрировали участникам изображения логотипов и персонажей попкультуры с небольшими изменениями

Например, на хвосте у Пикачу появилось черное пятнышко, а у «дядюшки Толстосума» — монокль. Всего исследователи создали около сорока поддельных картинок, которые показывали участникам вместе с правильными изображениями.

В итоге оказалось, что люди практически всегда с полной уверенностью выбирают ложные картинки и не испытывают ни малейших сомнений в верности своего выбора — несмотря на то, что много раз видели правильные изображения этих логотипов и персонажей. Что еще примечательно: когда участников просили нарисовать картинки по памяти, они совершали одни и те же ошибки, демонстрируя тем самым, что у когнитивных искажений существует одинаковый сценарий.

Авторы исследования пока не знают, в чем заключается причина визуального «эффекта Манделы». Ранее они заметили, что, несмотря на индивидуальные различия и разный жизненный опыт, люди в своей массе склонны запоминать и забывать одни и те же вещи. Какая-то информация почему-то отпечатывается в массовом сознании, а какая-то — нет. Почему это происходит, еще предстоит разобраться.