«Фандорин. Азазель»: каким получился новый сериал по мотивам романа Бориса Акунина*

С 19 января на «Кинопоиске» начал выходить сериал «Фандорин. Азазель». Проект кинокомпании «Лунапарк» и «Плюс Студии» во главе с режиссером Нурбеком Эгеном сразу вызвал неоднозначную реакцию.

Действие происходит в альтернативной реальности: революции в 1917 году не было, Российская империя осталась под управлением династии Романовых. На троне — Николай III. К сожалению, многообещающая и интригующая концепция не раскрыта и наполовину. Альтернативная история открывает создателям фильма множество интересных возможностей, но этот мир они так и не создали.

Второе, что вызывает вопросы, — это костюмы. «Аристократические» модели как будто притянуты за уши, попытка модифицировать те самые, 150-летней давности сюртуки служащих также выглядит неудачной, а случайный свидетель из первой серии внезапно выглядит как «привет из семидесятых». Хотя сама идея оставить для полиции и студентов форменную одежду действительно хороша.

Молодых и малоизвестных актеров, сыгравших главные роли, — Владислава Тирона («Триггер»), Милу Ершову («Трудные подростки»), Александра Семчева («День выборов»), Милену Радулович («Балканский рубеж») — критики обвиняют в переигрывании.

В целом актерский состав хороший, но игра их тяготеет к гротеску — это касается почти всех

Но даже при этом голая героиня Екатерины Варнавы смотрится уж очень нелепо. Если ее хотели показать странной — что ж, это удалось.

Закрадывается мысль, что при кастинге юного Фандорина выбирали таким, чтобы он вполне правдоподобно мог вырасти в Эраста Петровича — Олега Меньшикова из «Статского советника». Хотя, возможно, все наоборот, и сам сериал писался под удивительно похожего на юного Игоря Костолевского актера.

+1

Император Всероссийский показан до крайности неуверенным — не верится, что такой слабохарактерный персонаж управляет столь высокотехнологичной империей, где улицы патрулируют роботы-полицейские. Внешне он напоминает Николая II, которого советская литература очень любила показывать подчеркнуто безвольным.

Впрочем, два героя этого сериала похожи в своей внешней неуверенности — в чем здесь смысл? Образы царя и Фандорина как будто лежат в одной плоскости и имеют одну и ту же режиссерскую установку. У обоих прерывистая речь, характерные паузы в словах, хмыканье и бегающий взгляд. И все же смотреть на юного Фандорина приятно.

Пусть иногда и кажется, что герой как будто перекочевал с кадров «Триггера» и остался все тем же помощником Стрелецкого Матюшей

Если в альтернативной современной России, изображенной в сериале, отражены новейшие технологии, то старый недобрый сексизм, объективация женщин и прочее словно сохранены и перенесены из дореволюционного прошлого.

Образ художника Ульянова (внука Ленина, который забальзамированным лежит в мавзолее в Аргентине) и нарисованный им на разводном мосту глаз явно перекликается с образом скандального художника Петра Павленского и акцией группы «Война» на Литейном мосту.

Несмотря на все недочеты, первую серию было смотреть интересно. Саундтрек заслуживает отдельной похвалы, так же как и работа оператора Николая Богачева и режиссера монтажа (отдельное спасибо за натурные съемки, интересные монтажные склейки). Хорош выбор локаций в исторических местах. Что касается декораций, то интересно, что кондоминиум, где живет герой, прямо отсылает нас к фильму «Пятый элемент».

Искренне хочется надеяться, что в следующих сериях мы увидим то, чего не хватило в первой, — весь потенциал сериала еще не раскрыт.

* Признан Минюстом РФ иностранным агентом 12 января 2024 года

Арсен Егиянц
Арсен Егиянц

Ведущий и режиссер праздничных мероприятий. Сценарист. Лауреат тележурнала «Фитиль»

Личный сайт