Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)
С одной стороны, зрительная информация распространяется со скоростью света и достигает глаз почти мгновенно. Звук же распространяется гораздо медленнее — со скоростью 343 метра в секунду. Разница во времени поступления этих сигналов может ощущаться, например, когда вы видите вспышку молнии, а звук грома слышите через несколько секунд.
С другой стороны, мозг обрабатывает звуковую информацию быстрее, чем зрительную. Это подтверждается экспериментами по измерению реакции: на звуковой сигнал человек реагирует примерно на 20 миллисекунд быстрее, чем на световой.
Визуал, аудиал, кинестетик — кто вы по типу памяти?
- 1/9
Что вы делаете, чтобы что-то выучить?
Повторяю вслух и про себя
Пишу несколько раз, делаю пометки
Как мозг объединяет зрительную и слуховую информацию
Чтобы объединить зрительную и слуховую информацию, поступающую с небольшой временной разницей, мозг использует особый «буфер» — зрительно-слуховое окно временного связывания (Temporal Binding Window, TBW), в пределах которого события воспринимаются как одновременные, даже если происходят с разницей в десятки миллисекунд.
Исследования показывают, что для простых стимулов TBW может составлять от 160 до 250 миллисекунд. Это значит, что даже если вспышка и звук приходят с разницей в 200 миллисекунд, мозг все еще может воспринимать их как синхронные.
Для более сложных стимулов — например, человеческой речи — это окно еще шире
Ранее было показано, что TBW можно изменить с помощью специальной тренировки. В таких экспериментах участники многократно определяют, совпадают ли по времени вспышка и звук, и получают обратную связь — были ли они правы. После достаточного количества повторений TBW сужается — люди становятся точнее в распознавании, когда звук и вспышка на самом деле не совпадают. Однако прежде не исследовалось, распространяется ли такой эффект за пределы тренируемой зоны.
Новое исследование: обобщается ли обучение?
В новом исследовании,
Участники проходили два сеанса тренировки, в которых оценивали синхронность зрительно-слуховых пар (вспышка и звук), но обучение происходило только в одной половине зрительного поля — либо правой, либо левой.
До и после тренировки измерялось TBW для обеих половин зрительного поля
Результаты оказались поразительными: эффект тренировки в одной половине зрительного поля равномерно распространялся и на другую, нетренируемую половину. То есть участники, тренировавшиеся справа, показали такое же улучшение (сужение TBW) и слева, хотя тренировок там не было.
Выводы и дальнейшие вопросы
Эти данные предполагают, что механизмы обучения синхронности задействуют высокоуровневые зоны восприятия, не привязанные к конкретным участкам сетчатки глаза.
Иными словами, если тренировка проходит в одной области, навык обобщается на все зрительное поле
Тем не менее остаются открытые вопросы. Распространяется ли тренировка с простыми стимулами (вспышка и звук) на более сложные задачи? Надолго ли сохраняется эффект? В данном исследовании тестирование проводилось сразу после двухдневной тренировки. Неизвестно, останутся ли изменения через месяцы или годы.
По материалам Psychology Today