Как ошибки помогают найти себя

Раскаяние. Сожаление. Досада. Злость на себя. Чувство вины. Участь совершившего ошибку незавидна! Хорошо, если это небольшая ошибка, вроде той, о которой рассказывает 42-летняя Ольга: «Купила в переходе сарафан и дома обнаружила, что подол кривой. Выбросить жалко, перешить дорого. Сколько раз я зарекалась покупать в переходах! Но уж больно цвет понравился».

А ведь бывают ошибки гораздо серьезней! И тогда внутренний голос долго укоряет нас. «Наши сожаления вызваны пониманием, что мы могли поступить лучше, чем поступили в реальности, — замечает семейный психолог Инна Шифанова. — Но при этом они свидетельствуют о том, что была возможность выбора».

Если события не зависели от нас, мы будем грустить, возможно, даже горевать, но не раскаиваться. Правда, иногда мы приписываем себе возможность выбора там, где на самом деле ее не было. «Смириться с тем, что мы не все контролируем, порой настолько трудно, что предпочтительней переживать чувство вины», — продолжает психолог. Иначе придется признать, что есть вещи, на которые мы никак не влияем, а это ущемляет наше «Я».

«Ошибка ведет к страданию от переживания своего несовершенства, — считает юнгианский аналитик Константин Слепак. — К страданию, что мы не те, кем хотим быть. А то, кем мы хотим быть, складывается не только и не столько из личных ожиданий, сколько из требований современного коллективного мифа».

Одержимость успехом

Преуспевание, здоровье, богатство, счастье — таковы теги сегодняшней идеологии, внутри которой мы живем и осмысляем свое существование. А допущенная ошибка словно говорит нам: «Ты неудачник», и тогда в общество, на дверях которого висит табличка «Только для процветающих», вход закрыт.

Ошибки напоминают о нашем несовершенстве, принять их — значит стать собой, а не лучше, чем мы есть на самом деле

«В современном мире нет мифа о неудаче, есть только миф об экстенсивном развитии, о достижениях, успехе, преодолении трудностей, — продолжает Константин Слепак. — Но успех — переоцененный полюс жизни. Он всегда будет уравновешиваться другим. Способность к неудачам подавляется нами и остается в Тени».

Согласно Юнгу, Тень — не сознаваемая нами часть личности, которая состоит из всего, что мы в себе отвергаем, считаем несовместимым с нашим представлением о себе. Однако личность стремится к целостности, а это невозможно без соединения всех частей. Поэтому отвергнутое рано или поздно даст знать о себе.

34-летний Андрей создал бизнес по продаже автомобилей: «Я верил, что к успеху меня привели несколько правильных решений. Но однажды мне предстояло лететь на заключение крупного контракта, а я опоздал на самолет, перепутав время. Контракт сорвался». Сначала Андрей рассердился: считая себя безупречным организатором, допустил ошибку по невнимательности! Но позже пришло осознание, что развитие компании отнимало у него все больше времени, лишая общения с семьей.

«Ошибки напоминают о нашем несовершенстве, принять их — значит стать собой, а не лучше, чем есть на самом деле», — говорит Константин Слепак. Их ценность — в том, что они не дают нам жить не нашу жизнь.

Неспособность принять себя

Почти все мифы о сотворении человека содержат сюжеты об ошибках Творца и Творения. Разные предания — шумерское, греческое, китайское, библейское — повествуют о Всемирном потопе, который призван уничтожить несовершенное человечество. Выходит, его создателю или создателям не удалось задуманное?

Единичный промах — причина его исправить, повторный — повод задуматься, делаем ли мы то, что нужно на самом деле

«Способность допускать ошибки содержится в природе богов, сотворивших людей, тогда что уж говорить о нас! — продолжает юнгианский аналитик. — Но согласившись с тем, что мы способны поступать неверно, мы должны сделать и следующий шаг: понять, какая перед нами стоит психологическая задача. Отказ осознавать эту задачу приводит к погружению в чувство вины».

Это произошло с 25-летней Марией: окончив институт, она пошла не в ту компанию, которую ей настойчиво рекомендовали родители. «Я сама нашла работу и гордилась этим. Но не прижилась в коллективе. Пришлось уволиться и принять предложение родителей. Я чувствовала себя защищенной, но вскоре сложности возникли и там». Вдобавок к сознанию недостаточной компетентности, Мария испытывала жгучую вину: «Я подвела родителей!» Ей стало легче, когда она поняла, что ее бессознательное сопротивлялось тому, чтобы она дальше оставалась в детской роли, в зависимости от родителей.

«Главная ошибка ею была совершена по отношению к себе, а не к родителям или коллективу», — объясняет Константин Слепак. Только разрешив себе стать «плохой» дочерью, Мария дала себе право строить жизнь за пределами родительского внимания, заботы и контроля.

Здесь и сейчас

Единичный промах — причина его исправить, повторный — повод задуматься, делаем ли мы то, что нужно на самом деле. А как быть с многолетним грузом вины?

«Мы слышим от других и сами себе говорим: «Вечно ты не моешь посуду» или «Ты никогда не обращаешь на меня внимания», — замечает Инна Шифанова. — Но прошлого не исправить: нельзя сегодня вымыть ту посуду, которая была не вымыта 5 или 20 лет назад. Откажитесь от обобщений и задайте вопрос: как я могу действовать наилучшим образом здесь и сейчас?»

Ошибка — голос бессознательного, сигнал, призывающий обратить внимание на то, что ускользает от сознания

Вина удерживает нас в прошлом, а сожаление позволяет оплакать неудачи и двинуться в будущее. Пересмотрев свои привычки, взгляд на самих себя и даже жизненные ценности, мы открываем себе возможность делать другие выборы.

«Для дальнейшего развития крайне важно относиться к ошибкам как к тому, что имеет смысл, — подчеркивает Константин Слепак. — Это непривычно, потому что нас учат избегать ошибок, а не размышлять над ними. Следует допустить, что в ошибочном действии смысл есть: он не очевиден для переживающего ошибку «Я», но важен для психики в целом. Ошибка — голос бессознательного, сигнал, призывающий обратить внимание на то, что ускользает от сознания».

Замечая совершенные нами вопреки сознательным намерениям ошибки, мы приходим к выводу, что внутри нас есть собеседник, который нематериален, но реален. Как правило, этот собеседник знает о нашей природе и предназначении больше нас, его «речь» — это поступки, последствия принятых решений и события, в которых мы себя обнаруживаем.