Как перестать переставать и начать начинать

«Я интересуюсь модой и шью для себя, родственников и знакомых, — рассказывает Инна. — Мне нравится находить винтажные вещи и приводить их в порядок: менять фурнитуру, ремонтировать. Хочу заниматься этим профессионально, мечтаю открыть небольшой шоурум, но боюсь, что у меня не хватит ресурсов для этой задумки».

«В своих опасениях Инна не одинока, — утверждает психотерапевт Марина Мяус. — Большинству из нас страшно и трудно сделать первый шаг. Рецепторы мозга считывают это как незнакомую, а значит, априори опасную задачу и включают режим сопротивления. Что делать? Не бороться со своей природой, а пойти ей навстречу и представить задачу как максимально комфортную и выполнимую.

Для этого, во-первых, составьте пошаговый бизнес-план: его надо не просто продумать, но и зафиксировать на бумаге, чтобы запустить импульс готовности к действию. Во-вторых, сделайте план горизонтальным, то есть подразумевающим конкретные, пусть поначалу и маленькие шаги.

Не нужно сразу рисовать вершину успеха: это приятно на уровне мечты, но в дальнейшем может сработать против вас. Вы можете настолько тревожиться о невозможности достичь высокой цели, что перестанете действовать».

Если вы работаете или учитесь и у вас не так много свободного времени на реализацию идеи, заранее распишите, в какие дни недели и что конкретно вы будете делать. Любое, даже самое маленькое продвижение дает мотивацию.

Шесть шагов, которые помогут на этом пути

1. Дайте себе право на ошибку

Разрешайте себе делать то, что сначала может казаться спорным. «Речь не о постоянных неоправданных рисках, однако если вы иногда будете отходить от привычного, максимально безопасного шаблона действий, то получите более обширный опыт, на который в дальнейшем сможете опираться, — считает эксперт. — Порой кажется, что нестандартные решения привели к ошибке, однако со временем мы понимаем, что только благодаря им увидели и новые возможности».

2. Просто пробуйте

Гиперответственность может пугать и демотивировать, поэтому важно убрать ощущение сверхценности вашей идеи. Для этого говорите себе, что вы просто попробуете и не разочаруетесь, если не получится. Снижение уровня серьезности и перфекционизма поможет вам в самом начале реализации задуманного.

3. Составьте четкий распорядок дел

Хаос неизбежно приводит к прокрастинации. Любой результат достигается в системе. Если вам трудно придерживаться жесткой дисциплины, пусть ваш график будет более гибким и свободным, но не хаотичным. Например, вы всегда работаете определенное вами же количество часов в сутки, но сами решаете, в какое время это комфортно делать.

4. Учитесь справляться с усталостью

Вы живой человек и можете уставать. В такие моменты старайтесь переключаться не на социальные сети, а на то, что так или иначе касается вашего бизнеса. Если вы устали писать текст, начните тестирование новых продуктов или мониторинг рынка. Даже прогулка по городу, в отличие от бездумного пролистывания ленты, может дать новый толчок к пониманию того, как стратегически двигаться дальше.

5. Сравнивайте себя с другими правильно

Сравнение может быть одновременно и вредно, и полезно. «Конкурентами надо уметь грамотно пользоваться, — шутит эксперт. — Выберите тех, кто превратится для вас в мотивирующего спарринг-партнера. Только так вам может пригодиться посторонний опыт.

Если чужой пример заставляет вас сомневаться в себе, это означает, вы слишком долго взаимодействовали с этим человеком и пора от него отдалиться. Сделать это нужно и для того, чтобы не копировать слепо чужие приемы и не сделаться «кавер-версией» своего конкурента, что всегда оставляет вас в уязвимой позиции». Сохраняйте своего символического оппонента до тех пор, пока между вами возможна здоровая, придающая азарт конкуренция.

6. Делегируйте задачи

Подумайте, какие аспекты работы вы можете доверить профессионалам. Возможно, редактирование фотографий или ведение социальных сетей лучше получится у тех, кто давно на этом специализируется. Не нужно браться за все самому и думать, что только вы сумеете все сделать лучше всех и к тому же сэкономите.

В конце концов, даже если вы со всем справитесь, то неизбежно устанете, и у вас не останется резервов на то, чтобы продумывать следующие шаги и контролировать процесс.