Как победить в конфликте на работе: секретные методы бизнес-коуча
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Стратегия победы стоит на двух китах. Первый — это избегание конфликта, а второй — перевод агрессии в русло сотрудничества.

Конфронтация в рабочей среде — это неотъемлемая часть производственного процесса. Чаще всего столкновения на работе носят кратковременный характер и выглядят цивилизованно, потому что все стороны понимают свои роли и нацелены на достижение конечного результата. Но бывают ситуации, когда конфликта избежать не получается и есть риск, что он затянется надолго. Однако и в таких трудовых спорах всегда можно достичь компромисса — его лишь нужно выявить.

Главное, помнить: когда мы поддаемся искушению ответить на оскорбления, мы играем по правилам агрессора. В этом случае «рабочий» фокус теряется, а поиск общего решения отходит на второй план. Вместо успешной реализации задачи мы рискуем стать объектом психологической манипуляции, которая подрывает и человеческое достоинство, и репутацию.

Разумеется, лучше всего не попадать в эту ситуацию. Секрет эффективного управления рабочими конфликтами — в последовательном контроле коммуникации и своих эмоций. Независимо от попыток противоположной стороны задеть нас или нарушить ваше равновесие, вы должны держать курс на достижение результата и управлять своими эмоциями.

Фокус на спокойствии

Одна из характерных черт любителей доминировать — способность держать собеседника в эмоциональном напряжении. Этот метод позволяет перевести вас в пассивное положение, что в свою очередь дает агрессору возможность контролировать обстановку и отстаивать свои интересы.

Если ваш собеседник задел вас и вы почувствовали желание мгновенно ответить ему тем же, стоит сделать небольшую паузу, глубоко вдохнуть. Этот временный тайм-аут поможет найти в себе силы для более зрелой реакции на агрессию. Если вы все равно не можете восстановить внутренний баланс, стоит избегать активного общения с «агрессором». Дайте себе время восстановить энергию. Так вы сможете вернуться к разговору, когда будете готовы.

Не стесняйтесь открыто выражать свою позицию: «Мне нужно время на то, чтобы подумать. Давайте продолжим разговор позже». Чем лучше вы научитесь контролировать свои эмоции и объективно оценивать происходящее, тем больше вероятности избежать конфликтной ситуации.

Посмотрите на ситуацию глазами собеседника

Никогда не воспринимайте слова вашего оппонента буквально. Когда мы выражаем мнение о другом человеке, взгляд через призму собственной реальности почти неизбежен. В контексте корпоративного конфликта суждения вашего коллеги — это лишь отражение его субъективных эмоций и его точки зрения, и это никак не связано с вами.

Один из способов дистанцироваться от неприятной ситуации заключается в том, чтобы поставить себя на место собеседника. Попробуйте представить себя на его месте. Мысленно продолжите фразу «Ему, должно быть, нелегко, потому что…» — за ней может следовать, например «…начальник разговаривает с ним агрессивно и неуважительно», или «он несет такой груз ответственности каждый день».

Использование метода деперсонализации поможет вам легче воспринимать критику и осознавать, что на самом деле она говорит куда больше о критикующем, чем о вас. Если коллега для вас действительно важен, и вы искренне хотите достичь взаимопонимания, стоит обсудить с ним ситуацию и постараться прийти к обоюдному решению.

Не забывайте о своих правах

Вы имеете право на свободное выражение своего мнения — так же, как на уважение решений, которые принимаете. Вы вправе выражать свои эмоции так, как посчитаете нужным, и говорить «нет», когда с чем-то не согласны.

Ваше право также — защищать себя от эмоционального давления. Не бойтесь открыто заявлять об этом, когда чувствуете эмоциональный дискомфорт.

Переводите агрессию в сотрудничество

Одна из распространенных тактик агрессора — высмеивать человека на глазах у публики или делать все, чтобы представить его в невыгодном свете. Агрессоры всеми силами стараются показать, что чужая работа сделана неправильно и неэффективно. Они фокусируются на том, чтобы найти чужие ошибки, а не на том, чтобы совместными усилиями попытаться разрешить рабочую проблему.

В чем смысл такой тактики? Подобный стиль коммуникации выгодно используется для манипулирования — собеседник акцентирует внимание на своей значимости и компетентности, дискредитируя другого.

Как защитить себя? Сместить фокус внимания на агрессора, задав простые, но конструктивные вопросы. Например: «Какие у вас есть варианты для решения проблемы и понимаете ли их возможные последствия?» Такие вопросы помогут перевести агрессию в сотрудничество.

Защищайте личное пространство

Задумайтесь: заслуживают ли агрессивные личности вашего внимания? Цените свое время и внутренний покой. Оставляйте такого человека в поле близкого общения только в том случае, если он действительно важен и дорог. В другой ситуации стоит сохранять дистанцию или сводить взаимодействие к минимуму.

Однако иногда возникают ситуации, когда мы зависим от отношений с агрессорами и не видим пути к конструктивному общению. И это чувство лишь усиливается от того, что общение с человеком-агрессором нас психологически обесточивает. Обратитесь за советом к друзьям или профессионалам, которым вы доверяете, чтобы разобраться в ситуации. Эта ловушка, в которую вы попали, — исключительно иллюзорная, созданная умелым манипулятором.