Как помочь выпускнику найти работу после вуза? | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Время летит с невероятной скоростью! И вот еще вчерашний студент покидает стены учебного заведения и направляется в свободное плавание. Многие ребята начинают работать еще во время учебы, а если быть точными, то 55% студентов совмещают работу и учебу, по данным проведенного ВШЭ исследования.

Однако мы понимаем, что нередко во время учебы приходится соглашаться на компромиссные варианты: искать подработку, которую можно совместить с учебным расписанием, при этом не тратя много времени на дорогу.

Когда же диплом получен, можно выбирать деятельность по зову сердца и в соответствии со своими требованиями. Но мы живем в динамичном мире, где среднестатистический человек готов менять род деятельности независимо от образования и специальности. Только 46% россиян работают по специальностям, полученным в вузах и колледжах (исследование Superjob).

И все-таки хочется иметь понятную стратегию в выборе специальности и оказаться «на своем месте».

Определить сильные, слабые стороны и тип личности

Как сделать старт в профессии по-настоящему успешным? Как поддержать и мотивировать еще недавнего выпускника на поиск работы? Здесь ценен индивидуальный подход, и модель PCM (Process Communication Model), разработанная клиническим психологом Тайби Кэлером, отлично помогает в этом.

PCM акцентирует внимание на сильных сторонах характера человека, на особенностях мотивации, а значит, может превратить поиск работы из лотереи в осознанную стратегию. В PCM нет универсальных советов «для всех». Эта коммуникативная модель говорит о том, что мы разные и любой аспект жизни, включая поиск и подбор работы, стоит осуществлять с учетом наших особенностей.

Итак, в PCM мы говорим о том, что существует шесть типов личности:

  1. Логик,

  2. Упорный,

  3. Душевный,

  4. Мечтатель,

  5. Бунтарь и

  6. Деятель.

В каждом из нас есть все шесть. Вопрос в том, какой из них является основным или базовым, а какой представлен в нас меньше. Всего существует 720 структур, то есть комбинаций этих типов личностей. А если к этому добавить еще особенности воспитания, окружения, образования, жизненных обстоятельств и прочее, то таких структур вообще бесчисленное множество.

Но, изучая базовые характеристики разных типов личности, как правило, в двух-трех родитель вполне может узнать себя или своего ребенка (недавнего выпускника). При этом важно помнить, что прямой корреляции между типом личности и наиболее подходящей профессией нет, хотя некоторые параллели провести возможно. А вот связь между типом личности и типом мотивации, безусловно, есть.

Тип личности ЛОГИК

Логики — люди организованные, дисциплинированные, тяготеющие к анализу и выстраиванию процессов. Им нравится работа, где есть структура и возможность планировать свою деятельность. Они придерживаются правил и уважают иерархию. Логики готовы много и кропотливо работать.

Как мотивировать Логиков?

Логики — люди с внутренней мотивацией. Это значит, что они склонны доводить дело до конца, вне зависимости от настроения или своих «хотелок». Они знают, что и когда нужно делать, даже если это им не очень интересно. И все это благодаря их высокому уровню ответственности.

Как помочь Логику при поиске работы?

  • Помогите ему изучить рынок труда с помощью самых свежих данных и аналитики.

  • Создайте план действий, состоящий из конкретных шагов.

  • Обсудите его личный план развития в профессии.

Тест
Как помочь выпускнику найти работу после вуза?

Тип личности УПОРНЫЙ

Упорные — люди наблюдательные, преданные, глубоко вовлеченные. У них всегда есть мнение, и они о нем прямо заявляют. Поскольку для них важен поиск смыслов, работу они часто выбирают в соответствии со своими убеждениями. Им интересна деятельность, в которой их вклад будет ощутим.

Как мотивировать Упорных?

Также как и Логики, Упорные имеют внутреннюю мотивацию. Они завершают дела из чувства долга и выкладываются по полной. Они просто не могут подвести других.

Как помочь Упорному при поиске работы?

  • Обсудите «смыслы», которые даст ему новая работа, поговорите о том, какой вклад он может внести в развитие общества или семьи.

  • Вспомните конкретные ситуации, демонстрирующие его высокий уровень вовлеченности и ответственности. Похвалите его за это, это придаст сил.

  • Предложите записать несколько видео на основании своего опыта поиска работы, расскажите о том, как искать работу в современном мире. Пусть поделится опытом с другими.

Тип личности ДУШЕВНЫЙ

Душевные — те, кому свойственные сопереживание, забота, сочувствие. Они ищут гармонию как в личной жизни, так и работе. Им нравится взаимодействовать и общаться. При этом токсичность в коллективе их не закаляет, а разрушает. Их сильная сторона — умение «синхронизироваться» с другими людьми и быть готовыми помочь в любой момент.

Как мотивировать Душевных?

У Душевных есть внутренняя мотивация, как и у двух вышеописанных типов личности. Они доделают необходимое в любом случае, так как им не хочется сделать кому-то плохо. И при правильном подходе, а главное, в теплой атмосфере Душевные остаются высоко мотивированными.

Как помочь Душевному при поиске работы?

  • Дайте знать, что вы поддерживаете его в процессе поиска работы. Предлагайте помощь.

  • Обсуждайте трудности, которые возникают, помогайте поднять самооценку.

  • Окружите теплом и заботой дома, чтобы сохранить ресурс и дать импульс к свершениям.

Тип личности МЕЧТАТЕЛЬ

Обладатели этого типа личности как ведущего спокойны, погружены в себя, они обладают хорошим воображением и нередко креативным мышлением. Они склонны к интроверсии, им нравится проводить время наедине с самими собой. Поэтому работа, подразумевающая активную коммуникацию, может их утомлять. Им также сложно проявлять инициативу, поэтому в случае с поиском работы, вряд ли стоит ожидать активных действий от Мечтателя.

Как мотивировать Мечтателей?

Здесь мы говорим о другом типе мотивации — внешней. Это о том, что для завершения дел человеку требуется либо внешний контроль, либо внешний стимул в виде каких-то поощрений. В данной ситуации речь идет именно о мягком внешнем контроле.

Как помочь Мечтателю при поиске работы?

  • Здесь точно нужен план действий, и он должен быть простым. Можно давать четкие указания — «составь список», «отправь» и т. д, но в спокойной деликатной манере.

  • Давайте больше времени на выполнение заданий, но не торопите. При этом периодически нужно спрашивать о прогрессе.

  • Давайте признание за сделанное, акцентируйте внимание на успехах.

Тип личности БУНТАРЬ

Спонтанные, веселые, творческие люди, которые не приемлют скуку и рутину. Они с удовольствием общаются, имеют много друзей. Им интересна работа, где есть возможность нестандартно решать задачи, ярко проявляться, а не сидеть перед компьютером, внося данные в таблички.

Как мотивировать Бунтаря?

Бунтари, как и Мечтатели, нуждаются во внешней мотивации, но в отличие от последних сопротивляются контролю и теряют мотивацию. Если Мечтателю мягкий контроль идет на пользу и он за это даже благодарен, то Бунтарь может прийти в бешенство от «доброго совета». Бунтарю необходим внешний стимул в виде взаимодействия с другими людьми, перспективы веселья (крутые проекты, развитая корпоративная культура, тимбилдинг). Если Бунтарь знает, что сможет классно провести время, это дает мотивацию и силы.

Как помочь Бунтарю при поиске работы?

  • Приступайте к теме поиска работы без чтения лекций и нотаций. Превратите весь процесс в игру.

  • Используйте юмор и эмоциональное общение: «Если найдешь работу с вкусным кофе и классными тимбилдингами, я устроюсь с тобой!»

  • Помогите сделать процесс поиска нескучным: «Так, сейчас просматриваем вакансии, кто найдет самую смешную, получает приз!» Звучит несерьезно? Но именно это и дает мотивацию Бунтарю.

Тип личности ДЕЯТЕЛЬ

Деятели — люди с харизмой, обаянием, энергией. Они с раннего детства проявляют лидерские качества и стремятся к успеху. Деятели многозадачны и активны, как правило, знают, чего хотят. Если ваш выпускник Деятель, он, скорее всего, работает уже с первого курса и сам может рассказать о том, как искать работу.

Как мотивировать Деятеля?

Мотивация Деятеля — внешняя и зависит от поощрений. Если есть перспектива получения бонусов, признания, повышения по службе, то мотивация сохраняется, а если нет — Деятель может выйти из проекта и забыть о договоренностях. Если ваш Деятель потерял мотивацию, ему нужна поддержка.

Как помочь Деятелю при поиске работы?

  • Превратите поиск работы в вызов или челлендж. Деятели азартны. Поставьте задачу: «Сегодня цель — выбить два приглашения на интервью».

  • Сходите вместе на встречу с каким-то успешным человеком или посмотрите интервью с известным бизнесменом, который может стать ролевой моделью. Это не должно быть лекцией!

  • У Деятеля всегда множество связей. Напомните ему об этом! Живое взаимодействие всегда дает толчок к действию.

Вывод: одно дело корочка — другое призвание

Для выбора профессии, которая станет делом жизни, а не формальностью в виде диплома, можно провести тестирование по методике PCM обратиться к тестам по профориентации. Одно дело корочка, другое призвание. Если вы чувствуете, что ваш выпускник лучше реализует свой потенциал не в той профессии, которая указана в дипломе, поддержите его в этом, а чтобы избежать промаха, обратитесь к профориентологу.

Существует целый ряд тестов, которые позволят определить интересы и склонности человека. Как показывает практика, родители не всегда правильно угадывают направление.

Конечно, мамы и папы действуют из благих побуждений, стараются направить своего ребенка в профессию, которая сможет приносить солидный доход, будет востребована долгие годы. А в наше время еще одним критерием выбора профессии является отсутствие перспективы замены искусственным интеллектом. Родителям кажется, что лучше всего подойдет одно, а тесты показывают другое. Здесь стоит довериться профориентации и, конечно, самому выпускнику, который уже почти стал взрослым.

Анна Мусаханова

Сертифицированный тренер PCM в семейном консультировании и образовательных проектах. Психолог-консультант, коуч.