Как понять свою роль в отношениях? Разобраться поможет психодрама

Метод психодрамы, которому сегодня исполняется 100 лет, предлагает несколько радикальный, но крайне наглядный способ взглянуть на свою жизнь со стороны. Делимся историей мужчины, который превозносил свою девушку, но выяснил, что за его преклонением перед ней скрывалось множество сложных чувств. И выяснить это удалось, разыграв, как в театре, историю их отношений.

Как мы относимся к другим? Хорошо, плохо, с любовью, с неприязнью... Кто эти другие? Наши родители, супруги, коллеги, друзья... «Скульптура отношений» — техника психодрамы, которая позволяет наглядно увидеть свойственный нам способ строить отношения, осознать свои чувства, обнаружить скрытые смыслы. А скрытые смыслы есть почти всегда.

Например, в паре у одного из партнеров нередко бывает ощущение «я недостоин этого человека». На первый взгляд возвышенное и романтическое отношение, но жить с ним не особенно уютно.

Вот пример из практики. С запросом «хочу разобраться в отношениях и что-то в них исправить» приходит на прием 24-летний Олег. Он рассказывает о своей девушке: у нее хорошее образование, интересная работа, она много читает, разбирается в искусстве и в музыке, сама немного рисует. Они встречаются полгода, Олегу с ней интересно, он восхищается ее талантами. Казалось бы, что еще нужно для счастья? Но как будто что-то все время слегка мешает.

Мы делаем скульптуру его отношений. Олег ставит стул и показывает, как его подруга «стоит» на этом стуле, словно на пьедестале. Сам он занимает место на другом стуле — сидя, так что на девушку он смотрит снизу вверх, запрокинув голову. Затем он выходит в «зеркало» — так в психодраме называется положение, когда клиент выходит за пределы поставленной им сцены и смотрит на все со стороны. И вот, глядя в «зеркало», Олег замечает, что на самом деле плохо видит свою подругу. Как и она его...

В этой ситуации терапевт обычно спрашивает клиента: «Что сейчас хочется сделать?» — и часто получает ответ: «Я хочу сбросить другого с его пьедестала». То, что выглядит как восхищение, содержит в себе подавленную агрессию. Но и тому, кто стоит на пьедестале, тоже неуютно: ему нужно все время следовать своей роли, не допускать промашек, это создает напряжение, к тому же страшно упасть с высоты. А еще там, наверху, довольно одиноко и холодно!

Психодрама работает на нейробиологическом уровне: в мозге в это время изменяются нейронные связи

Психодрама наглядно показывает, что отношения не создаются сами по себе, независимо от нас. Их создаем мы. Но тогда зачем и как появляются союзы, в которых мы испытываем дискомфорт?

Часто выясняется, что мы вынесли модель подобных отношений из родительской семьи. Родитель был недоступный, притягательный, великий, большой, важный, к нему хотелось и не удавалось приблизиться. И эта привычная «расстановка сил» затем уже во взрослой жизни воспроизводится в отношениях с партнером.

В этом случае клиент строит сцену с родителем, проживает ее заново (см. пункт 4 в боксе ниже), внося в нее все то, чего ему не хватало в детстве. И после этого, уже с новым эмоциональным опытом, возвращается в сцену с партнером. Так, у 26-летней Юлии отец — успешный бизнесмен, жесткий и решительный. Она выбирает похожих на него мужчин и всякий раз страдает от недостатка тепла и понимания.

Когда на психодраме ставились ее отношения с отцом, она ползала по полу, пока он что-то важное вещал с недосягаемых вершин. В детстве она соглашалась «пресмыкаться» — ей казалось, что такое поведение гарантирует, что они будут общаться. В «зеркале» она увидела, что хочет изменить. Разумеется, биографически история не изменится, но отношения поменяются.

Иногда клиенты действуют своими силами, иногда призывают на помощь реальных или фантастических героев. Кто-то зовет в детскую сцену свое более взрослое и сильное «Я», а кто-то — Илью Муромца или Бэтмена, которые помогают им обрести те силы и качества, которых им недоставало прежде.

Психодрама работает на нейробиологическом уровне: в мозге в это время изменяются нейронные связи. Новый опыт чувств позволяет изменить привычные способы реагировать и создать новые, более благоприятные.

Психодрама позволяет вывести на поверхность сознания то, что осталось невыраженным, спрятанным

Создатель метода психодрамы Якоб Морено метафорически предлагал «вставить себе глаза другого». Когда клиент становится на место холодного, отстраненного родителя, то нередко с удивлением обнаруживает, что причина холодности — вовсе не отсутствие любви к своему ребенку, как часто представляется самим детям. Эта холодность бывает результатом перегрузки, усталости.

Встав на место своего отца, из его роли Юля обратилась к самой себе в детстве, девочке Юле:

«Дочка, ты не помнишь этого, в 90-м тебе было всего пять лет, а наш привычный мир тогда рухнул, и пришлось начинать все с нуля, без всякого опыта. Я бросил институт, где работал, начал свой бизнес, работал с утра до ночи, спал по три часа, а иногда и совсем не спал. Мне нужно было содержать семью. Я заботился о том, чтобы у нас были деньги на еду, на одежду, на образование тебе и твоему брату.

Меня каждый день пытались обмануть, каждую неделю ограбить и раз в месяц — убить, у меня просто не было сил на нежность, но знай, что я тебя люблю и горжусь тобой».

Психодрама позволяет вывести на поверхность сознания то, что осталось невыраженным, спрятанным. Услышать то, что так и не было сказано, сказать то, что кто-то хотел сказать, но не смог или не успел. Поскольку психодрама предполагает проживание чувств в действии, сам метод исключает возможность заблуждения или обмана: действие более откровенно и искренне, чем наши мысли. В поставленной сцене раскрывается каждое двойное дно и проявляются неосознаваемые чувства.

Как изменилась психодрама за 100 лет

1. Появилась монодрама — индивидуальная работа с одним клиентом. В отличие от большинства других методов, которые шли от индивидуальной работы к групповой, психодрама появилась как групповой метод. В ней разные участники группы назначались на роли в сцене клиента-протагониста (главного героя). Но сейчас психодраматист может работать с одним клиентом, помогая ему самому стать по очереди всеми действующими лицами его сцены.

2. Психодраму стали использовать в обучении и тренингах, а не только в психотерапии. В силу своей природы — ролевой игры — психодрама очень динамична, обучение проходит через живое действие, а не через рассказы о чем-либо. В результате любой материал становится личным, прожитым и хорошо запоминается.

3. Зерка Морено, жена и продолжательница дела Якоба Морено, ввела в психодраму трансцендентный уровень ролей. Психодрама смотрит на любое действие как на роль: я беру интервью — я в роли интервьюера. Я учусь — я в роли ученицы, и так далее. Зерка Морено предложила задавать вопрос: какой смысл я придаю этому действию, зачем я его совершаю? Этот уровень ролей позволяет переживать себя как активного субъекта, автора своей жизни.

4. Появилось и получило распространение «путешествие во времени»: первоначально психодрама разворачивалась в настоящем. Зерка Морено привнесла идею о возможности психодраматически возвращаться в прошлое и переписывать его (как описано выше в статье). Также появилась возможность отправиться в свое будущее и повлиять на то, что в нем будет происходить.

Интересно отметить, что, несмотря на все эти изменения, основной принцип метода не изменился. Дополнения можно назвать тюнингом, но базовый механизм остался прежним и по-прежнему успешно работает.

11-14 июня этого года в Москве пройдет юбилейная психодраматическая конференция «Испытание временем».

Ольга Малинина

Об авторах

Ольга Малинина — психолог, арт-терапевт, психодраматерапевт, сопредседатель юбилейной Психодраматической конференции.

Станислав Ефремов

Станислав Ефремов — психолог, психодраматерапевт, ведущий тренинга «Отношения с деньгами», сопредседатель юбилейной Психодраматической конференции.