Как практика осознанности помогла мне пережить смерть мужа

В свое время, после нескольких лет увлечения йогой и медитацией, я заинтересовалась практикой осознанности. Сразу после смерти мужа я полностью погрузилась в эти занятия. Мой организм в тот период был на пределе, и нужно было найти способ хоть как-то смягчить шок от столь тяжелой утраты. Но я даже не представляла, насколько эффективно практика осознанности поможет мне исцелить душевные раны и разобраться  со своими чувствами.

Как осознанность помогает ощутить себя в безопасности

Осознанность — это состояние ума, в котором мы замечаем все, что ощущаем в данный момент всеми органами чувств. Достигать его можно с помощью различных техник (например, дыхательных упражнений или медитации).

Главное в практике осознанности — освободиться от постоянного потока мыслей. Все размышления, возникающие в процессе осознанной медитации, мы принимаем без осуждения и затем мягко отпускаем. Каждый раз, когда наш ум начинает блуждать, мы стараемся снова сосредоточить внимание на медленном и размеренном дыхании.

Сначала осознанная медитация просто помогала мне в особо трудные моменты.

Первое время после смерти мужа меня периодически преследовали панические атаки

В эти моменты, где бы это ни происходило (на похоронах, в магазине или где-то еще), я сразу останавливалась, закрывала глаза, делала глубокий вдох, выдох и сосредотачивалась на дыхании.

Через несколько минут (а подчас и секунд) сердцебиение замедлялось, напряжение в груди спадало и паника отступала. Как только уровень адреналина снижался, я каждый раз начинала рыдать — так высвобождались накопившиеся переживания. Благодаря этому я ощущала себя в безопасности, несмотря на все жизненные беды.

Научиться «быть» со своей болью

Со временем практика осознанности превратилась для меня из средства выживания в технику, позволяющую лучше понять собственную боль. Каждый день в определенное время я доставала коврик для медитации и какое-то время сидела неподвижно — просто дыша и наблюдая за происходящим внутри меня — без осуждения.

Постепенно осознанная медитация стала для меня средством, позволяющим просто находиться наедине со своей болью. Сосредотачивая внимание на ощущениях в теле и возникающих мыслях, я постепенно позволяла себе полностью проживать всю физическую и эмоциональную боль от потери.

Благодаря регулярной практике я лучше узнала свое горе и поняла, где оно «живет» в моем теле

Я чувствовала его физические проявления — тяжесть в груди, спазмы в животе, сжатые челюсти, пульсирующие головные боли, бесконтрольные рыдания. Не менее остро я ощущала и эмоциональные проявления: чувство пустоты, смятение, гнев, одиночество и самая глубокая тоска, которую я когда-либо испытывала.

Меня постоянно терзали одни и те же вопросы: «Почему я не заметила вовремя?», «Почему он не попросил о помощи?», «Как я теперь смогу жить?»

С каждым вдохом я признавала наличие всех этих ощущений. И с каждым выдохом я отпускала их — максимально мягко.

Со временем я научилась возвращать внимание в настоящий момент: к своему телу, своему дыханию, к твердой почве под ногами. Где-то в подсознании шел процесс переработки и исцеления. А от меня требовалось только одно — дышать.

Осознать и исцелить горе

Каждый день я повторяла это упражнение, позволяя мыслям появляться и исчезать. Со временем я начала замечать, что практика осознанности влияет на мою жизнь не только во время медитации.

Я стала яснее мыслить. Иногда у меня случались «озарения», благодаря которым я гораздо лучше стала понимать последствия случившегося. Я поняла, что несу в себе и собственную боль, и боль мужа. Два вида боли ощущались в теле по-разному и требовали разных подходов к лечению.

Боль, вызванная моими собственными страданиями, ощущалась то как что-то острое и бурлящее, то как состояние шока и онемения. Я чувствовала себя брошенной и обманутой человеком, которого я любила больше всего на свете. Моя собственная боль проявлялась гневом, жалостью, беспомощностью, пустотой и смятением. Она жаждала ответов.

Боль, связанная со страданиями мужа, была очень глубокой и невыразимо печальной

Она проистекала из его душевных травм и моих бесплодных попыток спасти его от них. Эта боль была вызвана его многолетними невидимыми страданиями из-за депрессии и тревоги и его отчаянными попытками скрыть свои переживания. Его боль передалась мне и осела в моем теле.

Когда я смогла разделить эти два вида боли, это стало переломным моментом в  процессе моего исцеления. Я смогла распознать навязчивые мысли о его смерти, возникавшие снова и снова, и найти к ним более продуктивный подход.

Это осознание помогло мне по-настоящему проникнуться к нему сочувствием. Теперь я понимала всю глубину и тяжесть его страданий — и тем самым смогла отделить себя от той его боли, которую я не имела возможности исцелить или контролировать.

Пора двигаться дальше

Чтобы справляться с горем и прорабатывать свою травму, я также посещаю психолога и группу поддержки. Мне помогают друзья и родные. И тем не менее осознанная медитация продолжает играть свою важнейшую роль.

Эта практика помогла мне научиться управлять стрессом и защищать тело в трудные минуты. Сосредотачиваясь на дыхании, я смогла пережить регулярные панические атаки, которые могли иметь тяжелые последствия в самом начале — когда травма была еще совсем свежей. Кроме того, медитация доступна всегда — днем и ночью, даже когда нет возможности обратиться за помощью и поддержкой к близким.

Моя боль и мое горе со временем меняются, но осознанность всегда помогает мне проявлять доброту к самой себе и дарит мир и покой моей израненной душе. С помощью осознанности я могу принимать свою боль и переживания открыто, с искренним интересом, а также учиться жить вместе со своим горем.

Текст: Ленор Мэттью — психолог